Образовательные и социальные проекты
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 719
(скачать)
Что может объединить взрослого и ребенка в образовательной среде? Правильно, то, что интересно обоим. Это может быть игра, чтение любимой литературы, разговор " по душам", совместное творчество. А что может объединить все это в одно целое, где можно и поиграть, и что-то смастерить, и почитать, и пошептаться о самом сокровенном?
Да, это проект, или говоря научным языком - технология проектирования. Чем же еще привлекает нас этот инновационный подход? Пожалуй, здесь педагогу можно как нельзя лучше реализоваться и как профессионалу, и как творческой личности. А то, что любой наш педагог личность творческая и неординарная можно судить по реализованным проектам.
Заинтересовать каждого малыша, создать условия для развития его чувств, мотивационно-потребностной сферы и творческих способностей - для этого в каждом проекте есть своя "изюминка". Главное, здесь каждый ребенок - активный деятель. С помощью заинтересованного педагога он творит и создает самого себя.
Кроме того, разработка и реализация творческих проектов позволяют планомерно и наиболее эффективно решать задачи компетентности педагогов ДОУ, их удовлетворенность своей профессией.
Значимым критерием, говорящим в пользу проектной деятельности, являются и показатели здоровья выпускников детского сада, а также повышение психолого-педагогической культуры родителей. Растущая активность семьи в воспитании ребенка совместно с детским садом, отзывы родителей, высокий рейтинг ДОУ свидетельствуют об эффективности реализуемых подходов.
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 862
Яковлева Л.И., педагог-психолог
МКДОУ № 70 " Дюймовочка" г. Железногорск
Актуальность: Мы и наши дети живем в городе, в котором космическая тематика естественным образом вплетена в реальность жизни, как взрослых, так и детей. ОАО " ИСС" - космическая фирма - одно из градообразующих предприятий города, на котором трудятся родители многих наших воспитанников. И дети не понаслышке знают, что такое летательные аппараты, какие спутники обеспечивают нашу сотовую связь и телепередачи. Некоторые дети даже знают (конечно, не во всех подробностях) устройство и принцип работы этих аппаратов, т.к. интересы творческих и талантливых родителей не ограничиваются только стенами родного производства. Дома, в кругу семьи " космическая тема" продолжает звучать не менее актуально и интересно.
И ребенок естественным образом впитывает этот настрой родителей, их заинтересованность, вовлеченность в любимое дело и старается быть похожим на них. Нам остается только поддерживать этот интерес, развивать его дальше, обогащая личностный опыт ребенка новыми впечатлениями и обучая его нестандартным техникам отображения этих впечатлений.
Ребенок, достаточно свободно владеющий своим творческим потенциалом, всегда будет успешен в жизни. Ведь творчество дает возможность удовлетворить высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.
Процесс создания нового продукта с использованием нестандартных техник и их сочетанием всегда очень эмоционально насыщен и окрашен. Это и привлекает к нему ребенка, развивая у него потребность в творчестве, удовлетворяя его любознательность и делая его открытым для нового и непознанного.
Цель Проекта: отображение знаний детей о Космосе в создании художественно - творческого продукта - рукописной книги.
Задачи:
- обогащение личностного опыта ребенка возможностью освоения новой художественно - творческой техникой - скраббукинг;
- создание условий для эффективного развития мышления, восприятия, воображения, речи, как необходимой базы креативности;
- создание условий для возникновения состояний уравновешенности, собранности, сосредоточенности, внешнего спокойствия и интенсивной внутренней работы, сопровождающих креативное поведение;
- создание системы эффективных мероприятий, направленных на нравственное развитие воспитанников (заботливость, внимательность к окружающим, умение чувствовать их интересы и считаться с ними).
Участники проекта: дети 6-7 лет (15 человек), родители, педагоги группы.
Сроки реализации Проекта: кратковременный.
Предполагаемый результат: овладение детьми нестандартным способом подачи известного материала, умение создавать необычный образ через комбинирование разных деталей и изменение характеристик знакомых объектов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ |
Этапы |
Сроки |
Содержание |
1. |
Организационный |
Октябрь2012г. |
1.Выявить знания детей о Космосе (исп. беседы, продуктивную деятельность детей, анкетирование родителей, творческие игры детей). 2. Подобрать необходимый литературный материал для рукописной книги ( стихи, рассказы, сказки, загадки о Космосе). 3. Подготовить собственный творческий литературный материал для книги. 4.Провести консультацию с воспитателями группы по реализации Проекта и их участию в нем. 5. Подготовить анкету для родителей по развитию художественно-творческих и креативных способностей детей в условиях семьи. 6. Проработать теоретический материал по технике " скраббукинг". 7. Составить примерную тематику рукописных книг о Космосе с применением техники "скраббукинг". 8. Подбор необходимого оборудования и материалов для практической реализации Проекта. 9. Подбор методической, справочно-энциклопедической и художественной литературы по тематике Проекта. |
2. |
Диагностический |
Первичная диагностика октябрь 2012г. Повторная диагностика февраль 2013г. |
1. Диагностика воображения. Методики: " Придумай рассказ", "Где чье место?" 2.Диагностика объема внимания. Методика " Запомни и расставь точки". 3. Диагностика переключения и распределения внимания. Методика " Проставь значки". 4. Диагностика восприятия. Методика " Чего не хватает на этих рисунках?". 5. Диагностика мышления. Методика " Классификация картинок по функциональному назначению". |
3. |
Реализация Проекта |
октябрь - декабрь 2012г. |
1. Игры на развитие творческих способностей детей: " Придумай планету машин", " Какой дом можно построить в Космосе", "Оживи планету", " Что будет, если не станет Солнца (Луны)", " Как сварить суп в Космосе" и др. 2. Упражнения на развитие ассоциативности, диалектичности и системности мышления: -человек и инопланетянин. Что у них общего и что разное? -представь, что ты инопланетянин. Как ты будешь общаться с жителем Земли? -придумай и нарисуй планету, на которой живут насекомые (животные), не существующие на Земле; -представь, что при помощи волшебства ты можешь превратиться в космический аппарат или фантастическое животное. Какой вариант ты предпочитаешь и почему? - представь себе, что у тебя нет ракеты, а тебе надо попасть на другую планету. Как ты это сделаешь? 3. Использование Интернет-ресурсов. Показ детям примеров изготовления книг, открыток в технике " скраббукинг". Обсуждение используемых материалов и их сочетаний. 4. Выполнение детьми предварительных эскизов будущих книг. 5. Изготовление книг в технике "скраббукинга": " Звездные имена", " Планета машин", " Космические дома", " Открытка от инопланетян", "Книга о вкусной и здоровой пище для будущих космонавтов", "Планеты несуществующих животных", " Космические аппараты будущего", " Большая книга созвездий", " Планета Земля - наш маленький дом", " Звездные сказки" (4 книги), " Сказка о красной планете", " Сказка о фиолетовой планете", " Сказка о желтой планете", " Космические пришельцы", " Космические города". |
4. |
Презентация результатов |
Январь-февраль 2013г. |
Авторская выставка рукописных книг в технике скраббукинга " Космос - наш дом большой" в "Галерее талантов" Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Железногорска. |
Приложение
Диагностика мышления. Методика «Классификация картинок по функциональному назначению» |
Диагностика восприятия. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» |
|||||||||
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
|||||
Диагностика внимания. Методика "Проставь значки" |
Диагностика объема внимания. Методика "Запомни и расставь точки" |
|||||||||
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
Диагностика воображения. Методика "Придумай рассказ" |
Диагностика воображения. Методика "Где чье место?" |
||||||
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 632
Здоровье - не все, но все без здоровья ничто. Сократ
Психолого-педагогическое обоснование проекта
Издревле считается, что именно здоровье нации является своего рода " визитной карточкой" государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума - критерием личной ответственности и самопознания.
Современное состояние общества, возрастающая "технологичность" жизни и одновременно падающая стрессоустойчивость предъявляют все новые, более высокие требования к ребенку и его здоровью.
По словам академика Д.С.Лихачева: "Мы не выживем физически, если погибнем духовно". И здесь на первое место выдвигается потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако восприятие Человека в человеке возможно только в том случае, если осознанна необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить (трансформировать) в нечто более совершенное, как физическое, так и психическое. Если взрослый (педагог, родитель) стремится к усовершенствованию себя, то, подражая ему, к этому будет стремиться и ребенок. В процессе такой совместной работы происходит освобождение от старых стереотипов, расширяется способность восприятия нового, развивается и углубляется мышление, пробуждаются забытые связи с окружающим миром, происходит осознанная ориентация на самоусовершенствование, а значит и на нравственный идеал.
Поэтому так важно с ранних лет ориентировать малыша на познание самого себя, своего мировосприятия, отношения к самому себе, окружающим людям, к природе, к культуре общества.
Данный проект долговременный и рассчитан на 5 лет.
Цель проекта:
Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
Задачи (младший возраст):
- Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.
- Создание санитарно-гигиенических условий для формирования у детей гигиенических навыков.
- Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие знаний о человеке через игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры).
- Формировать умение устанавливать связь между органами тела человека, их назначением.
- Способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи (средний и старший возраст):
- Продолжать формировать потребность в здоровом образе жизни.
- Обеспечивать физическое и психическое саморазвитие детей.
- Расширять позиции признания ценности здоровья.
- Продолжать воспитывать в детях чувство самоуважения.
- Закреплять знания детей о культурно-гигиенических навыках, культуре поведения.
- Помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость; дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний.
- Развивать способности решать проблемы и преодолевать неудачи.
- Научить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что уже умеет делать.
- Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования ("Я есть!").
Объекты исследования:
- Я и мой организм.
- Что помогает быть здоровым.
- Что опасно для нашего здоровья.
Ожидаемый результат
- Увлечение детей и взрослых физической культурой.
- Нормализация и улучшение детского здоровья.
- Интересное познавательное общение.
- Доброжелательные отношения в коллективе.
Подготовительный этап
- Написание проекта.
- Подбор методического материала по валеологическому воспитанию.
- Подбор иллюстраций: картины художников, отражающие нравственный аспект поведения человека, здоровый образ жизни.
- Создание схем-карточек для самостоятельного проведения детьми упражнений на расслабление мышц спины, глаз, проведения тонизирующих гимнастик.
- подбор литературы для детей (сказки, рассказы, стихи, загадки, головоломки, древнегреческие и русские мифы и сказания о героях и богатырях).
- Подбор различных комплексов гимнастик, упражнений и подвижных игр.
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 805
Месяц |
Тема |
Цели |
сентябрь |
" Я - человек" |
Дать представление о себе как о человеке (у меня есть тело; тело нужно, чтобы жить). Учить называть основные части своего тела. Дидактическая игра " Собери человека" |
сентябрь |
" Все люди разные" |
Рассказать, что все люди отличаются друг от друга (рост, вес, пол, цвет кожи, манера говорить, ходить и т.д.), но родственники между собой похожи (учить называть своих близких родственников) |
октябрь |
" Кто я?" |
Учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки, учить называть свое имя (фамилию). Дидактическая игра " Одень куклу" |
октябрь |
"Откуда я появился?" |
Рассказать детям о том, как они появились на свет (родила мама с помощью и участием папы; ребенок рос в животике у мамы 9 месяцев, а когда родился, сосал у мамы молочко) |
ноябрь |
" Мои ручки" |
Рассказать об органах нашего тела - руках; о значении рук для человека; учить пальчиковой гимнастике. Дидактическая игра " Чудесный мешочек" |
ноябрь |
" Как ухаживать за руками?" |
Учить детей беречь свои руки, воспитывать культурно-гигиенические навыки. Игра " Где же наши ручки?" Подвижная игра " Где погремушки?" |
декабрь |
" Мои ноги" |
Рассказать о ногах человека, о значении ног в нашей жизни. Подвижные игры " Принеси игрушку", " Догони мяч" |
декабрь |
" Как беречь ноги?" |
Учить беречь и ухаживать за своими ногами, укреплять мышцы ног и бороться с плоскостопием. Подвижная игра " Через ручеек" |
январь |
" Мои уши" |
Рассказать детям об ушах, о строении уха, о значении ушей для человека. Игры "Назови мое слово", " Какой инструмент звучит?" |
январь |
" Как беречь уши?" |
Учить, как беречь свои уши; учить упражнениям на равновесие тела; воспитывать культурно-гигиенические навыки |
февраль |
" Мой рот и язычок" |
Рассказать о функциях нашего рта и языка, учить миогимнастике, воспитывать культурно-гигиенические навыки. Игра " Узнай на вкус" |
февраль |
" Мои зубки" |
Рассказать детям о значении зубов для человека, о том, какие бывают зубы, как за ними ухаживать. Игра " Что ты съел?" |
март |
" Мой нос" |
Рассказать об органе обоняния - о носе (зачем нужен нос, как его надо беречь). Проводить закаливающее носовое дыхание |
март |
" Как беречь нос?" |
Учить детей дыхательной гимнастике, рассказать о том, что нос не только дышит, но и различает невидимые запахи. Игра " Узнай по запаху" |
апрель |
" Мои глаза" |
Рассказать детям о глазах, об их значении для человека, о том, как тяжело жить людям с нарушениями зрения |
апрель |
" Как беречь глаза?" |
Рассказать, как беречь свои глаза, учить гимнастике для глаз. |
май |
" Зачем я должен спать?" |
Рассказать детям, для чего надо спать, что делает наше тело во время сна. |
май |
" Изучаем свое тело" |
Обобщить все знания о своем теле, об органах человека, что надо кушать для полноценного развития, какие витамины нужны организму. |
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 881
Месяц
Темы занятий
Методы и формы работы
сентябрь
Страна "Здрасия"
Рассказ воспитателя, игра " Встретить куклу, рассматривание иллюстраций
октябрь
Чистота и опрятность - залог здоровья
Чтение, беседа, рассматривание друг друга.
Игра " Что хорошо и что плохо"
ноябрь
Водичка-водичка (купание куклы)
Беседа, купание малыша-голыша, заучивание потешки "Водичка-водичка"
декабрь
Каждой вещи - свое место
Рассказ воспитателя, рассматривание групповой комнаты, беседа, вывод
январь
Оденем куклу на прогулку
Беседа, игра " Оденем куклу на прогулку", классификация одежды
февраль
Грубое слово
Рассказ воспитателя, игра " Волшебные слова", выводы
март
Жадина
Рассказ воспитателя, чтение " Вместе тесно, а врозь скучно", беседа, игра " Угостим своих друзей"
апрель
Мимика настроения (знакомства)
Рассказ воспитателя, игра с лесенкой, песенка о настроении
май
Вечер развлечения " Мы веселые ребята"
Пение песенок, чтение стихов о здоровье, игры, танцы. Дарим друг другу подарки
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 1003
Месяц |
Темы занятий |
Методы и формы работы |
Сентябрь |
Мой язычок |
Рассказ воспитателя, беседа, рассказывание скороговорки, самомассаж, лепка |
Мой язычок, губки и зубки |
Рассказ воспитателя, беседа, рассказывание скороговорки, гимнастика губ, язычка, пальчиков; лепка |
|
Что такое витамин? |
Рассказ воспитателя, беседа, игры дидактические, рассматривание картины, гимнастика для глаз и пальчиков |
|
Микробы |
Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание картинок, дидактические игры, кукольный театр, заучивание стихотворения, артикуляционная гимнастика |
|
Вода и ее лечебные свойства |
Беседа, чтение стихотворения, гимнастика для глаз и пальчиков, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, пение песенки |
|
Наши друзья деревья (береза, тополь) |
Рассказ воспитателя, беседа, дидактическая игра, загадки, придумывание предложения, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, лепка |
|
Октябрь |
Страна " Здрасия" |
Рассказ воспитателя, беседа, кукольный театр, пение песенки, дидактические игры, самомассаж кистей рук и ушных раковин |
Знай свое тело |
Пение песни, беседа, рассказ воспитателя и детей по картине, дидактическая игра, рисование, гимнастика для глаз, самомассаж ушных раковин |
|
Ноябрь |
Секреты нашего тела |
Беседа, рисование, пальчиковая гимнастика, самомассаж, дидактические игры |
Цветные камешки |
Рассказ воспитателя, беседа, самомассаж ушных раковин и кистей рук, пальчиков, рисование |
|
Здрасик и Фырка |
Рассказ воспитателя, беседа, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, лепка, звуковая культура речи |
|
Грубое слово |
Рассказ воспитателя, беседа, артикуляционная гимнастика, пение песенки, самомассаж, пальчиковая гимнастика |
|
Декабрь |
Для чего нужны части тела человеку? |
Дидактическая игра, песни, беседа, артикуляционная гимнастика, самомассаж стоп, кистей рук, дыхательная гимнастика |
Мое настроение |
Дидактическая игра, песни, беседа, артикуляционная гимнастика, самомассаж стоп, кистей рук, дыхательная гимнастика |
|
Береги свой язычок, губки и зубки |
Рассматривание картины, беседа, гимнастика для язычка, губ, чистка зубов, проговаривание скороговорки, рисование |
|
Январь |
Жадина |
Рассказ воспитателя, пение песенки, самомассаж кистей рук, гимнастика для глаз, упр. на дыхание, проговаривание скороговорки, придумывание слова и составление с ним предложения |
Лесенка счастья |
Рассказ воспитателя, гимнастика для глаз, дидактическая игра, самомассаж ушных раковин |
|
Лесенка счастья |
Беседа, дидактическая игра, гимнастика для мышц лица, пальчиков, рисование |
|
Для чего нужны части тела и органы человеку? |
Беседа, игра-речитатив, дидактическая игра, гимнастика для позвоночника, языка, лепка |
|
Февраль |
Желтый и красный цвет |
Рассказ воспитателя, беседа, медитация посредством цветов, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж ушных раковин, дидактическая игра |
Фиолетовый цвет |
Рассказ воспитателя, беседа, рисование, гимнастика для пальчиков, самомассаж ладоней и пальчиков, дидактические игры |
|
Книга здоровья |
Рассказ воспитателя, оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика, рисование, беседа |
|
Март |
Цветовое представление |
Беседа, цветовая релаксация, дидактические игры, самомассаж ушных раковин, гимнастика для глаз, рисование |
Целебные звуки |
Рассказ воспитателя, беседа, слушание звуков природы, самомассаж ушных раковин, дыхательная гимнастика, дидактическая игра |
|
Апрель |
Чистота-залог здоровья |
Беседа, самомассаж пальцев рук, оздоровительная гимнастика, последовательность мытья рук (практика) |
Дыхание |
Рассказ воспитателя, беседа, пение песенки, дидактическая игра, гимнастика для дыхания |
|
Приключения Ионика |
Кукольный театр, беседа, дидактическая игра, пение песенки, дыхательная гимнастика |
|
Полное дыхание |
Рассказ воспитателя, беседа, дидактическая игра, гимнастика для дыхания |
|
Дыхательная медитация |
Кукольный театр, игра, пение песенки, дидактическая игра, гимнастика для дыхания |
|
Май |
Что нужно, чтобы быть здоровым? (теория) |
Беседа, дидактические игры, рассматривание картин, пение песни, оздоровительная гимнастика |
Что нужно, чтобы быть здоровым? (практика) |
Гимнастика для позвоночника, дыхания, пальчиков, глаз, самомассаж кистей рук, ушных раковин, подвижные игры, пение песен, оздоровительная гимнастика, беседа |
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 991
Месяц |
Темы занятий |
Методы и формы работы |
Сентябрь |
Окружающий мир |
Рассказ воспитателя, рассматривание объектов природы, опыты, выводы, умозаключения |
Земля. Путешествие в страну голубого неба |
Рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, опыты, игры |
|
Радужное небо. Как люди загрязняют воздух |
Рассказ воспитателя, упражнения на дыхание, игры |
|
Воздушная среда и ее обитатели |
Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактические игры " Птицы", " Что лишнее", рисование |
|
Вода и ее лечебные свойства |
Беседа, чтение стихотворения, гимнастика для глаз и пальчиков, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, пение песенки |
|
Октябрь |
Путешествие в мир воды |
Знакомство с Гидроником, рассказ воспитателя, глобус, опыты, выводы, рисование |
В мире воды |
Глобус, беседа, опыт с водой, выводы, игры |
|
Кто живет в подводном царстве |
Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, игры, рисование " Подводное царство" |
|
Экспедиция " Чистая вода" |
Беседа о водном транспорте, составление рассказа от имени рыб, игры |
|
Ноябрь |
Внимание! Многоэтажный лес |
Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, составление рассказа. Что растет на нашем участке? |
Цветы нашего леса, луга, сада |
Беседа, рассматривание иллюстраций, знакомство с Ростиком, игры на классификацию |
|
Перемены в жизни леса. Осень |
Беседа по картине " Осень", рассказы детей о жизни животных |
|
Декабрь |
Зима в лесу |
Беседа, игры на классификацию деревьев (хвойные, лиственные), опыт со снегом |
Зимний образ жизни в лесу и городе |
Беседа, картина " Зимующие птицы", рассказ о моржах, оздоравливающие процедуры |
|
Откуда в снежках грязь |
Беседа, опыты, сравнения, выводы, профилактические упражнения |
|
Январь |
Откуда берется мусор |
Беседа, опыт, вывод, рассуждения |
Февраль |
Что мы знаем о нашей стране и городе |
Рассказ воспитателя. рассматривание иллюстраций, беседа, рисование " Мой город" |
На что похожа наша планета и что ее окружает |
Рассказ воспитателя, глобус, беседа, рассуждения, выводы |
|
Почему солнце светит днем, а звезды ночью |
Рассказ воспитателя, рассматривание ночного неба, утреннего неба, сравнение |
|
Почему на Луне не живут люди |
Рассказ воспитателя, слайды, иллюстрации, выводы, рассуждения |
|
Март |
Полет в космос: зачем нужны самолеты |
Беседа, рассматривание иллюстраций, игры, рассуждения |
Автомобили и корабли |
Рассматривание иллюстраций, беседа, игры, рисование |
|
Слово " экология"- что это |
Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, рассуждения |
|
Разноцветная радуга-дуга |
Беседа, рисование, настроения, наблюдения, рассуждения |
|
Апрель |
Атмосферные явления: дождь, ветер |
Наблюдения, беседа, рассуждения, выводы, рисование |
Куда текут реки |
Рассказ воспитателя, рассматривание картинок, рассуждения |
|
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит |
Беседа, рассуждения, выводы, наблюдения |
|
Когда наступит весна |
Наблюдения, рассуждения, беседа, выводы, игры |
|
Май |
Истории жизни болота |
Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседа о лечебных ягодах |
Что общего у разных растений (лечебные свойства трав) |
Беседа, игра, загадки, рассуждения |
|
Что растет на подоконнике |
Наблюдения, выводы ( как ухаживать) о пользе, опыты |
|
Витамины на грядке |
Беседа, рассуждения, выводы, умозаключения |
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 727
Месяц |
Темы |
Методы и формы работы |
Сентябрь |
1. Что поможет мне быть здоровым 2. Из чего я состою 3. Почему мы ходим прямо |
Беседа, рассматривание картин, речитатив " Мое тело" Рассматривание строения человека, классификация, сходство Беседа, опыт, вывод, описание скелета человека |
Октябрь |
1. Дыхание 2. Живой моторик ( сердце) 3.Зачем мы едим 4. Орган зрения ( глаз) |
Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, опыт Беседа, рассматривание иллюстраций Рассказ воспитателя, беседа, опыт, вывод Беседа, опыт, вывод, рисование |
Ноябрь |
1. Органы чувств. Ухо 2. Нос 3. Язык 4. Одежда нашего тела - кожа |
Рассказ детей, опыт, вывод, рассматривание иллюстраций, игра " Эхо" Беседа, рассматривание иллюстраций, опыт, вывод, игра " Угадай по запаху" Беседа, рассматривание иллюстраций, опыт, вывод, игра " Угадай по вкусу" Рассказ воспитателя, рассматривание картин, опыт с микроскопом |
Декабрь |
1. Опорно-двигательная система 2. Мышечная система |
Рассказ воспитателя, рисование " Полезные продукты для укрепления костей", рассматривание иллюстраций Рассказ воспитателя, иллюстрации, опыт, вывод: " Спорт - это здоровье" |
3. Кто живет в моей голове 4. Самый сладкий (сон) |
Беседа, рассказ воспитателя, игра " Кто быстрее назовет?" Беседа, рассказ воспитателя, опыт, вывод |
|
Январь |
1. Я и люди 2. Город, люди и машины 3. Когда я буду большим 4. Мир вокруг меня |
Беседа, игра " Вежливые слова" Беседа, игра " Светофор", рисование " Мой город" Рассказы детей, фантазеры, рассуждения Рассказ воспитателя, рассматривание глобуса, игра "Путешествие" |
Февраль |
1. Природные факторы здоровья (солнце) 2. Воздух 3. Вода - для хвори беда 4.Лекарства могут быть опасными |
Рассказы, рассуждения, практические занятия Рассказ воспитателя, опыты, наблюдения, беседы, рассуждения, практические занятия, фантазеры |
Март |
1. Потешки, приговорки, заклички (о природе, животных) 2. Сказки 3. Загадки 4. Пословицы, поговорки, скороговорки |
Рассказ воспитателя о творчестве народа, разучивание и обыгрывание, фантазеры Беседа, рассматривание иллюстраций, рассуждения, драматизация Беседа, рассуждения, фантазеры Беседа, рассуждения, объяснения, применение в повседневной жизни |
Апрель |
1. Народные песни 2. Кухня России 3. Народно-прикладное искусство 4.Русская народная одежда |
Рассказ муз. руководителя, слушание аудиозаписи игры на муз. инструментах, пение Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, практическое занятие Рассказ воспитателя, экскурсия в музей или худ.школу Рассматривание иллюстраций, беседа |
Май |
1. Что вокруг нас может быть опасным 2. Лето красное - для здоровья время прекрасное |
Плакаты, игры, беседа, рассуждения Беседа, иллюстрации, игры |
- Игры и упражнения по формированию отдельных двигательных навыков, укрепление и развитие организма в целом:
"Тень, не вставай", " Елочка", " Прятки", " Ползаем, как черепахи", " Кто ловкий", " Подпрыгни и поймай комара", "Как аист, как лягушка", " Резвый мешочек".
- Развитие навыков метания, бросания, ловли и передачи мяча:
"Бросаем мячи", " Живые мячи", " Поймаем кольцо", " Играем в городки, " Школа мяча".
- Развитие координации движений в мелких мышечных группах:
"Кулак-ладонь", " Машинка работает", " Живой цветок", " Ухо-нос", 2 Лучики и узоры".
- Улучшение координации движений в крупных мышечных группах, тренировка вестибулярного аппарата:
"Осень", " Не задень булаву", " Балерина", " Петухи".
- Улучшение функций зрительного и слухового аппарата, развитие внимания и быстроты реакции на сигнал:
" Разболтайка", " Разыщем предмет". " Смотри, не ошибись", " Птицы и ветер", " Стоп- хоп-раз2.
- Профилактика лор - заболеваний:
" Надуваем шарик", " Будем красить потолок", " Кто громче?", " Отбойный молоток".
- Профилактика нарушений осанки:
" Голова-ноги", " Сохрани осанку", " Не урони шляпу", "Станем как елочка", " Пересаживаемся2.
- Профилактика плоскостопия:
"Султан", " Футбол", "Переносим мяч ногами", "переложим платочек ногами", "Ну-ка, донеси".
- Профилактика зрения:
"Забор", "Энергетические очки", "Рисуем носом", "Большие повороты".
- Игры и упражнения на формирование нравственного здоровья:
Утренний круг с огоньком, утреннее приветствие, минутки вхождения в день, самомассаж и взаимомассаж, точечный массаж рук и тела.
Игры: " Клубочек", " Виноградная гроздь", " Пугало", " Веселые шарики", " Художники", " Тачка", " Спасатели", "Регата".
- Игры на безопасность:
" Как избежать неприятностей дома? (на воде, во дворе, на улице, на природе)".
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 824
Может ли образование и, в частности, дошкольное стать открытой государственно - общественной системой? Если да, то в чем должна заключаться эта открытость? Как в реальных условиях воспитательно - образовательного процесса осуществить эту открытость?
Для нас, разработчиков этого проекта такая открытость предполагает, прежде всего, взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное учреждение может успешно решать задачи социализации развивающейся личности ребенка, овладения им целым рядом специфических компетентностей, столь необходимых ему в условиях современного общества.
Как профессионально " вывести" ребенка за стандартный круг общения " сверстник - родитель - педагог"? Как соблюсти принцип " не навреди", бережно и вместе с тем активно вводя ребенка в мир людей, с которым ему вскоре предстоит встретиться, зачастую самостоятельно выбирая стиль общения? Как научить его стать инициатором взаимодействия, проявляя лучшие качества социально развитой личности - искренность, открытость, доброжелательность, бескорыстие?
Направленность на людей, выраженность социального интереса, нравственная одаренность (Н.С.Лейтес) - вряд ли можно переоценить эти способности у сегодняшнего ребенка, будущего активного члена общества.
Проект " Маленькие и большие" - это попытка не только вывести жизнь ребенка в детском саду за рамки пресловутой " педагогизации", toptd width= td width=347но и привлечь внимание более широкого сообщества людей (социума) к тому, что происходит за закрытыми дверями дошкольного учреждения.
Проблема.
До недавнего времени круг общения и взаимодействия ребенка в детском саду с социумом был достаточно ограничен. В лучшем случае педагоги могли создавать социальные ситуации развития, используя детские библиотеки, музеи, кинотеатры, т.е. учреждения, в которых круг людей достаточно постоянен и с которыми дети могли при неоднократном контакте, так или иначе, устанавливать определенные стили общения.
Но в современных быстро меняющихся пространственно- временных и партнерских связях умение владеть уже наработанными способами коммуникации явно недостаточно. Иная структура социально - трудовых отношений, иные законы, способы бытия выводят ребенка за узкие рамки " тепличности" дошкольного учреждения.
Проблема непосредственного живого общения, наполненного открытостью, верой в добро, жизнелюбием и уверенностью в своих силах - то, что невозможно дать ребенку " теоретически", только беседами и указаниями. Здесь необходим живой носитель (не только педагог, родитель, близкие родственники, сверстник) - любой человек, с которым контактирует ребенок в ходе реализации проекта.
Зачастую современные дети видят другие примеры. " Бери от жизни все" - девиз жизни многих людей (зачастую и родителей), столь открыто и навязчиво пропагандируемый с экранов телевизоров. Так мы, взрослые, передаем свой " опыт" детям, не отдавая себе отчета в том, что они вернут нам "долги" сполна - безнравственностью, жестокостью, равнодушием и безответственностью.
Техническое обеспечение современной семьи (компьютер, телевизор, сотовый телефон) зачастую подменяет собой тот интерес к " другому", тот вкус, который можно получить только в искреннем и заинтересованном общении, в желании сделать что-то для " другого" Беседа, рассматривание иллюстраций, опыт, вывод, игра Как аист, как лягушка просто так, бескорыстно и безвозмездно.
Мы становимся заложниками собственного " благополучия", приводящего к одиночеству и потери человечности. Если тот, " другой" не интересен нам, взрослым (родителям, педагогам, обществу в целом), если я не могу ничего получить от него - зачем я буду замечать его существование вообще? Потом о нас также забудут собственные дети. В лучшем случае, даже находясь рядом, мы будем далеко друг от друга.
Существующий до сих пор перекос в организации дошкольного образования в сторону интеллектуально-познавательного компонента личности ребенка не дает возможности полноценного общения детей и взрослых на партнерских началах. Социально-эмоциональная и социально - личностная составляющие ребенка становятся заложниками системы.
" Золотая середина", на наш взгляд, может быть достигнута следующими моментами:
-развитием устойчивого желания педагога принять ребенка как партнера по образовательному процессу;
-появление такого желания возможно только в общении с тем, у кого оно уже проявилось и достаточно устойчиво.
Цель проекта:
Формирование коммуникативной компетентности и социальной креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
-развивать ситуативную адаптивность и достаточно свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения; умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях: овладение эффективной техникой общения:
- формировать готовность воспринимать новое во внешней среде;
- осознавать свои чувства и психологические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;
- создавать благоприятные условия для проявления творческих способностей детей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации;
- способствовать развитию базовых способностей детей (сенсомоторных, мотивационных, операциональных).
Ожидаемый результат:
- повышение социальной компетентности дошкольников;
- сформированность коммуникативных навыков (дети готовы к новым формам общения);
- сформированность связной речи;
- получение опыта творческого общения в процессе сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
- владение способами установления эмоционального контакта с незнакомыми людьми, умение отвечать адекватными чувствами на эмоциональное состояние окружающих людей, проявляя такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения;
- сформированность общественных мотивов поведения - желание сделать что-то для других людей;
- произвольно управляемое внешнее поведение.
Содержание проекта:
- накопление информации по вопросам детской компетентности у детей старшего дошкольного возраста;
- создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребенку, среды (самообразование педагогов и специальные обучающие тренинги);
-обогащение предметной среды активизирующим изобразительным материалом и творческими работами педагогов и родителей в различных техниках;
- организация и проведение творческой деятельности детей (обучение различным техникам декоративно-прикладного и изобразительного искусства);
- создание фотоальбома " Маленькие и большие";
- пропаганда идей проекта в СМИ города;
- ознакомление детей с особенностями проведения календарно-обрядовых праздников на Руси ( с привлечением фольклорного коллектива " Красная горка" лицея № 103 " Гармония");
- проведение диагностического обследования " Формирование коммуникативной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста" (подбор методик, изучение полученных данных, проведение коррекционно - развивающих занятий по результатам обследования);
- специально организованные виды деятельности (психологические игры, упражнения, этюды) по формированию коммуникативной компетентности детей.
План реализации проекта:
- создание "Паспорта коммуникативной компетентности" ребенка (вручается на выпускном вечере);
- подбор и проведение игр коммуникативной направленности: " Угадай, что изменилось в выражении лица", " Разведчик", " Пингвины", " Мост дружбы", " Приятные слова", " Чемодан", "Комплименты", этюд " Тарелка с водой", " Я тебя понимаю", " Спасибо. Пожалуйста!",упр. "Золотой ключик", " Ладонь, полная солнца", " Я посылаю любовь", " Передай чувство", "Мысленное письмо".
- художественно-творческая деятельность детей (работы в различных техниках и их сочетаниях):
- 1 ноября - День пожилого человека (" Цветок из конфет");
- 25 ноября - День Матери (" Сердечко" - бумагопластика);
- Новый год (трехмерная снежинка - квиллинг);
- Рождество (тряпичная кукла " Ангел");
- 23 февраля (открытка - скрапбукинг);
- 8 марта (тряпичная кукла " Мать и дитя");
- Масленица - (тряпичная кукла " Весновка");
- Пасха (" Курочка с яйцом " смешанная техника);
- 9 мая - (голуби - оригами);
- Троица (кукла "Кукушка").
Темы предлагаемых поделок могут быть изменены. Воспитатель обговаривает их с детьми и ребенок вправе выбрать способ изготовления поделки, может внести в нее свое творческое видение. Главное, чтобы поделка отражала основную идею праздника.
Отработка заявленных в проекте детских компетентностей происходит во время проведения различных образовательных областей и игровой деятельности, а также во время индивидуальной коррекционно - развивающей работы со специалистом - психологом.
Реализация готового продукта детского творчества ( поделки, рисунки) проходит в ближайшем к ДОУ социальном окружении - у магазина " Балтийский". Дети реализовывают полученные знания и умения в контактах с незнакомыми людьми в реальной практической ситуации, нарабатывая навык коммуникативной компетентности. Предметом взаимодействия и общения является соответствующий праздник и подарок (поделка или рисунок).
" Для чего я рисую лес, речку, любимые цветы? Или большую машину, мчащуюся по дороге? Леплю затейливые завитки, выкладывая из них чудо-орнамент? конечно, чтобы показать маме и папе, получить от них одобрение и поддержку. А по большому счету, чтобы научиться творить, преобразовывать мир в Красоте.
Но есть и другая сторона. Ведь этот мир не только сам ребенок, его родные и близкие. Это и другие люди, природа, вся Вселенная. Сделать что-то для другого, кого ты совсем не знаешь, просто так, " бескорыстно и безвозмездно" как говорила Сова в мультике про Вини - Пуха, требует едва ли не больших душевных сил, чем порадовать маму, папу, бабушку или дедушку своим творением.
Как подойти к незнакомому человеку, что сказать, как вручить подарок - все это надо сделать самому. Уважение, смелость, доброжелательность взращиваются здесь как нельзя лучше. Ведь есть реальная ситуация и нужно действовать, быстро сориентироваться, что называется, на ходу. Чуть прозевал и человек прошел мимо. Встреча не состоялась. Зато так приятно видеть улыбки и радостные глаза людей. И хоть многие из них стараются отблагодарить ребятишек: кто конфеткой, шоколадкой, а то и мелочью ( и такое бывало!), мы учим наших воспитанников: " Мы хорошие за так, а не за конфету".
Привлечение родителей к реализации проекта происходит в совместной деятельности ребенка и родителя в кругу семьи: " Поздравь соседей" - ребенок дома с родителями изготавливает поделку, используя знания, полученные в детском саду, и дарит ее соседям.
Диагностическое обследование детей на предмет формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста проводит специалист - психолог (2 раза в год).
- Подробности
- Категория: Образовательные и социальные проекты
- Просмотров: 1639
Игра " Разведчики".
Цель: развитие организаторских способностей, умения согласовывать свои действия и подчинять себя общему плану игры; утверждение своего " Я".
Выбирается "разведчик" и " командир". Остальные дети - " отряд". В комнате хаотично расставлены стулья. " Разведчик" проходит между ними с разных сторон. " Командир" должен провести " отряд" по тому же безопасному пути, который обнаружил " разведчик". Затем дети меняются ролями.
Этюд " Тарелка с водой".
Цель: развитие взаимопонимания, способности к согласованности действий; преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения.
Группа, молча с закрытыми глазами, передает друг другу тарелку с водой. В результате при такой передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т.п.
Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают " отчет" о наблюдениях.
Игра " Пингвины".
Цель: снятие напряжения, развитие эмпатических способностей.
Дети изображают пингвинов на холодном острове. Самое теплое место - в его центре. Все двигаются к нему, чтобы согреться. Желательно, чтобы каждый " пингвин" побывал там. Иначе он " погибнет" и " стая" становится меньше. Обсуждается, что почувствовал " пингвин", когда его не пропускали, отталкивали и наоборот.
Игра " Я тебя понимаю".
Цель: содействовать развитию понимания других людей и самих себя.
Ребенок садится на стул в центре круга и рассказывает какой-либо случай, который с ним произошел. Остальным нужно догадаться, какое он при этом испытывал чувство. Потом дети по очереди подходят к нему и, глядя ему в глаза, произносят: " Я тебя понимаю, ты чувствовал..." (например: " Я тебя понимаю, ты чувствовал страх").
Упражнение " Спасибо. Пожалуйста!"
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Взрослый рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова " спасибо" и " пожалуйста". Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит " спасибо", мысленно посылая свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать " пожалуйста", после этого он выбирает ребенка, которому он может сказать " спасибо" и т.д.
Упражнение " Ладонь, полная солнца".
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Взрослый заранее готовит плакат - на большом листе ватмана рисует солнце. Дети по очереди или все вместе кладут на бумагу свои ладошки так, чтобы пальцы касались солнца. Затем обводят их и после этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку так, чтобы она была красивой. Когда коллективный рисунок будет готов, ведущий просит детей представить себе, какие ценности будут находиться в этих ладонях, наполненных солнцем. Это могут быть дружба. смех, любовь и т.д.
Упражнение" Золотой ключик"
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Звучит медленная музыка. Взрослый просит детей закрыть глаза и положить правую руку на область сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит их представить, что в сердце каждого ребенка есть дверка, через которую можно получать или посылать любовь. А ключик от этой дверки - в руках самих детей. Чтобы повернуть ключи и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускаются любовь и солнечный свет. А когда человек выдыхает, он посылает кому-нибудь свою любовь. Ее можно посылать разным людям: папе, маме, друзьям, просто тому, кого ты даже еще не знаешь. Далее взрослый предлагает детям попробовать увидеть солнечный свет в сердцах тех людей, кому они отправили свою любовь и, если захочется, улыбнуться при этом.
По данным мониторинга промежуточных результатов выявляются дети, имеющие отрицательную нравственную направленность личности. С такими детьми организуется и проводится специальная коррекционно - развивающая работа.
Пример.
Индивидуальная карта.
Имя, фамилия ребенка: Данил К.
Дата рождения: 17.06.2005г.
Направления коррекционно - развивающей работы.
В общении с окружающими Данил застенчивый. Уровень коммуникативной компетентности (по результатам диагностического обследования) низкий. Практически не проявляет инициативы, коммуникативной активности в общении; испытывает трудности в диалоговом общении (не может начать разговор, продолжить обсуждение уже начатой кем-то темы). Наблюдается слабое владение невербальными средствами общения. Проявляет скупость характеристики своих эмоциональных состояний (" не знаю", " нет"). Чаще всего предпочитает играть один. Если и наблюдается взаимодействие со сверстниками, то очень кратковременное. Предпочитает игру с машинками (может построить гараж, дорогу, заправочную станцию, дополнить постройку вспомогательными предметами). Неохотно допускает сверстников в свою игру. Проявляет интерес к складыванию пазлов.
Направление работы |
Содержание |
Формирование позитивной самооценки |
|
Формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования; развитие социально - психологической наблюдательности; оказание помощи в преодолении " коммуникативной робости". |
|
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, стимулирование проявления внимания, интереса к партнеру по совместной деятельности. |
|
Формирование коммуникативных навыков, значимых в общении с взрослыми и стимулирующих к проявлению добрых чувств к ним. |
|
Обогащение представлений о правилах культурного поведения в общении с взрослыми и сверстниками. |
|