Инженерная школа

pdfСправка ТЦ Сфера

jpegЛ.В.Лугаревой

pdfВсероссийский съезд Лугарева Л.В.

 

МБДОУ № 70 «Дюймовочка» - участник долгосрочного проекта КГПУ им. В.П. Астафьева «Родительский университет».

http://www.kspu.ru/division/414/

Ссылка на авторскую программу ДОУ «Наш звездный дом»

Ссылка на видеоматериалы по реализации практики

В мае 2019г. в рамках проекта «Школа Росатома» в МБДОУ № 70 «Дюймовочка» было организовано и проведено сетевое образовательное событие «Город чемпионов» с участием детей, родителей, педагогов из Железногорска, Зеленогорска и Северска.

https://youtu.be/ZhscXERIkNM

VI Всероссийский съезд работников дошкольного образования «Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования», доклад по теме: «Основные подходы к управлению качеством образовательной деятельности в ДОО: на примере реализации сетевого проекта «Инженерная школа», зам. заведующего по УВР Лугарева Л.В., ноябрь 2020г.

Краевой августовский педагогический совет «Образование 2020+: управление качеством в условиях изменений» (on-line), площадка по теме: «Обновление механизмов управления», выступление-презентация «Основные подходы к управлению качеством образовательного процесса по развитию творческих и технических способностей детей дошкольного возраста», Лугарева Л.В., заместитель заведующего по УВР, август 2020г. (Направление 4 «Обновление механизмов управления». Тема: «Механизмы обеспечения качества дошкольного образования на федеральном и региональном уровнях: состояние и перспективы»)

 

Система работы по развитию творческих и технических способностей детей дошкольного возраста

Ключевые задачи

Психические процессы, задействованные в развитии творческих и технических способностей дошкольников

Ведущие виды деятельности

Технологии, методы и приемы

Младший дошкольный возраст

  • Формировать первичный познавательный интерес к технической игрушке, технике.
  • Формировать представления о назначении техники, ее полезных и вредных функциях. 
  • Формировать первичные представления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве с помощью тактильно-двигательного восприятия.
  • Развивать мелкую моторику рук.

 

Доминирование восприятия (развивается зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие) 

Доминирует непроизвольная память. 

Основная форма мышления – наглядно – действенное мышление (манипулирует предметами и схватывает связи между ними) 

Внимание непроизвольное.

Формируются предпосылки – наглядно - образного мышления.

Ребенок овладевает способами делового общения в ходе освоения предметных действий при сотрудничестве с взрослыми

Предметно – манипулятивная деятельность (ориентация на отдельные признаки предмета, выделение в предмете определенных свойств) 

Игровое экспериментирование 

Игровая деятельность (режиссерская, образно-ролевая игра)

 

 

  • Игровые технологии 
  • Методы игрового моделирования 
  • Игровое экспериментирование 
  • Метод морфологического анализа (усвоение сенсорных эталонов) 
  • Методы целенаправленного управления восприятием (дробление – объединение, оживление-окаменение) 
  • Метод «Кольца Луллия» (познание свойств объектов и преобразование этих свойств) 
  • Приемы развития мелкой моторики рук

Средний дошкольный возраст

  • Поддерживать интерес технике и техническому творчеству.
  • Формировать представления о пространственных соотношениях элементов (справа-слева, сверху-снизу, впереди-позади).
  • Развивать пространственное мышление.
  • Формировать умения обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями).
  • Способствовать овладению различными приемами создания конструкций, соединения и комбинирования деталей.
  • Формировать умения создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, преобразовывать предлагаемые заготовки.

 

Доминирование восприятия (ведущее – зрительное восприятие)

Доминирование памяти (формирование произвольной памяти). 

Основная форма мышления – наглядно – образное мышление (предметы-заместители становятся опорой для мышления). 

Развивается пространственное мышление. 

Возникает внеситуативно-познавательная форма общения («вплетена» в совместную познавательную деятельность)

 

Экспериментально-исследовательская деятельность 

Продуктивные виды деятельности

(конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация)

Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра)

 

 

  • Опыты и эксперименты
  • Методы игрового моделирования 
  • Метод морфологического анализа (анализ признаков объектов и их значений)
  • Метод «Кольца Луллия» (познание свойств объектов и преобразование этих свойств)
  • Метод фокальных объектов (применение значений признаков одного объекта к другому)
  • Метод аналогий (прямая аналогия)
  • Методы целенаправленного управления восприятием (изменение во времени, прием «наоборот»)
  • Игры, направленные на освоение пространства
  • Игра «Да-нетка» (линейная, плоскостная, пространственная) 
  • Приемы сосредоточения и привлечения внимания 
  • Приемы развития наблюдательности

Старший дошкольный возраст

  • Формировать устойчивый интерес к технике, техническому творчеству, изобретательской деятельности. 
  • Закреплять умения самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.
  • Закреплять умения и навыки работы с партнёром. 
  • Развивать логическое мышление, логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление связей между системами и их частями, разрешение противоречий).
  • Закреплять представления о пространственных соотношениях элементов (правее-левее, выше-ниже и т.д.).
  • Развивать фантазию и конструктивное воображение.
  • Формировать изобретательские умения – сборка деталей, конструирование, «навешивание» технических функций на предметы-заместители.
  • Развивать комбинаторные способности – составлять из данных элементов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов.
  • Включать в продуктивные виды деятельности – конструирование, лепка, черчение, рисование, решение творческих и изобретательских задач.

Доминирование памяти. Память становится произвольной.

Развивается словесно - логическое мышление (конвергентное и дивергентное).

Развивается активное, творческое воображение

Возникает внеситуативно-личностная форма общения (ведущие – личностные мотивы)

Познавательно-исследовательская деятельность 

Экспериментальная деятельность

Продуктивные виды деятельности

(конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация) 

Конструкторско-творческая и изобретательская деятельность

  • Технологии проектно - исследовательской деятельности 
  • Технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) 
  • Творческое свободное экспериментирование, макетирование, моделирование
  • Методы активизации и перебора вариантов (мозговой штурм, морфологических анализ, метод каталога, синектики и др.)
  • Методы целенаправленного управления воображением
  • Методы постановки и решения конструкторских задач
  • Метод морфологического анализа
  • Метод фокальных объектов (бином фантазии)
  • Метод аналогий (символическая аналогия)
  • Игра «Да-Нетка» (линейная, плоскостная, пространственная)
  • Приемы привлечения и сосредоточения внимания с использованием внешней и внутренней мотивации

 

Проект «Инженерная школа». Проектное направление «Развитие творческой индивидуальности и продуктивного мышления детей дошкольного возраста»

14 февраля 2013г. на X Красноярском экономическом форуме было подписано  Соглашение между КГПУ имени В.П. Астафьева и администрацией ЗАТО Железногорск, закрепляющее совместную деятельность в рамках инновационного кластера. Разработан проект «Инженерная школа», представляющий собой проект  непрерывного образования «Детский сад – школа – ВУЗ».

МКДОУ №70 «Дюймовочка» выбрано в качестве научно-внедренческой площадки кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева для совместной реализации проекта «Инженерная школа».

На базе филиала КГПУ в Железногорске создан ресурсный центр и открыта кафедра инновационной педагогики, призванные решать задачи сопровождения развития творческого потенциала детей.

В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них.

Проект «Инженерная школа» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей на базовой, первой ступени образования – дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее. На выходе должна получиться тесная связка «детский сад – школа - вуз», которая позволит готовить технически грамотных, профессионально заинтересованных специалистов.

Выделение в рамках проекта «Инженерная школа» проектного направления и ВНИКа (временного научно-исследовательского коллектива) по теме: «Развитие творческой индивидуальности и продуктивного мышления детей дошкольного возраста» позволит осуществить инновационные процессы в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Основная цель совместной деятельности – обеспечение развития базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию творческих способностей, продуктивного, креативного мышления детей.

Основной девиз, отражающий суть цели деятельности участников проекта в отношении стартовых возможностей детей – «От старта возможностей – к старту достижений!».

Основные задачи и направления деятельности участников ВНИК:

1. Работа с детьми. Развитие творческой индивидуальности детей. Ресурс – разработка и реализация образовательных модулей в рамках вариативной части образовательной программы ДОУ.

2. Работа с педагогическим коллективом. Повышение профессиональной компетентности через развитие саногенного мышления педагогов, способностей к творческой инновационной деятельности и личных склонностей. Ресурс – интерактивные и активные формы и методы работы с группой по осознанию необходимых инновационных действий, восприятию каждого ребенка как особого, обладающего индивидуальностью, яркими проявлениями собственных  возможностей, потребностей и интересов.

3. Работа с родителями. Формирование у родителей ценностного отношения к проявлению индивидуальности детей, их творческому потенциалу, а также состоянию  здоровья, выступающего основой психологического здоровья личности. Условие – создание ресурсного центра для родителей с информационной, методической, обучающей, психотерапевтической функцией сопровождения креативного ребенка.

4. Реновационные действия в предметно-пространственной среде детей – построение среды, способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей (дизайн помещений, подбор игр и игрушек, пособий, моделирование открытых пространств – участков детского сада, творческие мастерские, мини-лаборатории, хобби-клубы в ДОУ и вне пределов ДОУ и др.).

Социальными партнерами (участниками сетевого взаимодействия) в реализации проекта являются: ОАО «Информационные спутниковые системы» имени М.Ф. Решетнева (заместитель Генерального директора по управлению персоналом С.Г. Кукушкин); КГПУ им. В.П. Астафьева (доктор медицинских наук, профессор Ковалевский В.А.); МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева» (заместитель директора по УВР Кудинова В.И.); МКОУ ДОД СЮТ (директор СЮТ - Качалкина Зинаида Анатольевна).

Проект «Инженерная школа». Диффузия проекта «Развитие творческой индивидуальности и продуктивного мышления детей дошкольного возраста» в г. Железногорске в 2015-2019гг.

Направления и содержание  деятельности  лаборатории  креативного детства

В современном мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с продуктивным, креативным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них. 

Приоритетное направление модернизации всех отраслей российского общества - разработка и внедрение современных технологий, в т.ч. в области инженерии, как совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснование планируемых капиталовложений в необходимую лабораторную и экспериментальную деятельность, а также последующие услуги и консультации.

Российская система образования всегда была фундаментом и необходимой базой для решения стратегических задач государственной политики.

Модернизация содержания, подходов и методов, осуществляемая сегодня на всех ступенях образования, позволяет реализовывать наряду с другими и задачи в области сопровождения развития творческого потенциала детей, т.е. формирования продуктивного мышления, развития любознательности, креативности детей, возможности проявления признаков нонконформного поведения.

Проект в г. Железногорске представляет возможность отработать образовательные технологии на базовом звене российской школы - в системе дошкольных образовательных учреждений города.

Создание в рамках проекта лаборатории креативного детства позволило осуществить инновационные процессы в содержании воспитательно-образовательных практик пилотного учреждения – МБДОУ № 70 г. Железногорска.

Основная цель совместной деятельности специалистов лаборатории, коллектива ДОУ, родителей – обеспечение развития базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию творческих способностей, продуктивного (креативного) мышления детей.

Основной девиз, отражающий суть цели деятельности сотрудников - «От старта возможностей - к старту достижений!».

Направления диффузии и ресурсные возможности

  1. Развитие творческой индивидуальности детей

Основная цель – апробация образовательных модулей, связанных с развитием исследовательского поведения и технического мышления детей дошкольного возраста (в рамках основной вариативной части образовательных программ ДОУ). Куратор направления — Дубовик Евгения Юрьевна, к. психол.н., доцент.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Создание программного модуля сопровождения развития креативного ребенка в рамках вариативной части основной образовательной программ ДОУ позволяет сформировать следующие личностные качества ребенка: любознательность, активность, инициативность, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, коммуникабельность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту и др.

Как необходимые условия реализации образовательных и развивающих задач определены:

  • проведение комплексного мониторинга выявления общих и специальных способностей дошкольника; оценивание особенностей творческой, мыслительной индивидуальности ребенка дошкольного возраста.
  • построение технологии преемственности ДОУ и начальной школы. На дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и, формируются его интегративные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования, используя возможности и ресурсы основного и дополнительного образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника. 
  • конструирование и реализация технологии «Портфолио для дошкольника» (Книжка о самом себе, своих личных достижениях в разнообразных видах деятельности). Введение портфолио позволяет педагогам, родителям целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления.
  1. Формирование профессиональной компетентности педагогов

Основная цель - повышение профессиональной компетентности через развитие саногенного мышления педагогов, коммуникативных умений, способностей к творческой инновационной деятельности.

Куратор направления — Груздева Ольга Васильевна, к. психол.н., доцент; Сомова Ольга Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 70 г. Железногорск.

Условие - интерактивные и активные формы и методы работы с группой по осознанию необходимых инновационных действий, восприятию каждого ребенка как особого, обладающего индивидуальностью, яркими проявлениями собственных  возможностей, потребностей и интересов.

Формы работы:

  • курсы повышения квалификации педагогов ДОУ города Железногорска;
  • мастер классы педагогов МБДОУ № 70 «Дюймовочка» – как представителей стажировочной площадки, презентация опыта работы, личных достижений;
  • организация и проведение конкурсов педагогического мастерства (моделирование развивающей среды (пространство, оснащение));
  • участие в грантовых конкурсах;
  • экспертиза подобных и смежных проектов;
  • обмены по развитию профессиональной мобильности.
  1. Формирование у родителей ценностного отношения к проявлению индивидуальности детей, их творческому потенциалу, а также к состоянию здоровья, выступающего основой психологического здоровья личности

Необходимым условием осуществления данного направления деятельности выступает – ресурсный центр для родителей с информационной, методической, обучающей, психотерапевтической функцией сопровождения креативного ребенка.

В поле деятельности:

  • создание социально-психологических паспортов семей дошкольника. Для наиболее эффективной работы необходимо знать некоторые особенности жизни и развития ребенка, что поможет специалистам подобрать для развития ребенка адекватные методы воспитания, образования и коррекции с учетом его индивидуальных особенностей, а также позволит дать соответствующие рекомендации педагогам. Обучение технологиям создания паспортов;
  • построение индивидуальных маршрутов развития детей. Обучение технологиям индивидуального проектирования;
  • авторские семинары ведущих специалистов края в области дошкольной педагогики, психологии и семейного консультирования.

Куратор направления — Арамачева Людмила Викторовна, к. психол.н., доцент; Карпенко Ирина Витальевна, воспитатель МБДОУ № 70 г. Железногорск

  1. Реновационные действия в развивающей предметно-пространственной среде Основная цель - консультирование по вопросам организации среды, способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей (дизайн помещений, подбор игр и игрушек, пособий, моделирование открытых пространств – участков детского сада, комнаты интеллектуального развития, студии - творческие мастерские, мини-лаборатории, хобби-клубы вне пределов ДОУ и др.).

Куратор направления — Лугарева Лилия Викторовна, к. психол.н., старший воспитатель МБДОУ № 70 г. Железногорск; Василькевич Инна Владимировна, старший преподаватель 

Результаты проекта, предлагаемые в рамках диффузии:

  • Дополнительная образовательная программа «Развитие исследовательских способностей детей в политехнической деятельности».
  • Практикум для педагогов ДОУ по развитию инновационного поведения, технического мышления детей дошкольного возраста.
  • Научное консультирование по оформлению статей, содержащих описание опыта развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Редактирование статей, публикации (в т.ч. в журналах, рецензируемых ВАК – 4).
  • Повышение квалификации педагогов ДОУ г. Железногорска.
  • Разработка сайта для родителей.
  • Технологии создания портфолио для дошкольника, социально-психологического паспорта семей, проектирования маршрутов индивидуального развития детей.
  • Всероссийская конференция.
  • Городской конкурс «Умные игрушки» (для педагогов, родителей, детей).
  • Методический центр развития технических способностей детей дошкольного возраста (диагностический, развивающий, дидактический инструментарий).

Содержание проектной деятельности на базе МКДОУ   № 70 «Дюймовочка»

г. Железногорска Красноярского края

1. Название проекта «Развитие творческой индивидуальности и технического мышления детей»

2. Руководители проекта: Груздева О.В., к. психол. н., доцент кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева и Корнищева Е.А., заведующий МКДОУ № 70.

3. Проектная группа: Доманецкая Л.В., к. психол. н., доцент кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева, Дубовик Е.Ю., к. психол. н., доцент кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева, Лугарева Л.В., к. психол. н., заместитель заведующего МКДОУ № 70, Сомова О.Н., музыкальный руководитель МКДОУ № 70, Благинина В.М., воспитатель МКДОУ № 70.

4. Проблематика проекта. В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них. По данным правительства РФ сфера наибольшего дефицита российского общества – в области технологий и инженерии. Российская система образования всегда была фундаментом и необходимой базой для решения стратегических задач государственной политики.

Модернизация содержания, подходов и методов, осуществляемая сегодня на всех ступенях образования, позволяет реализовывать наряду с другими и задачи в области сопровождения развития творческого потенциала детей, т.е. формирования продуктивного мышления, развития любознательности, креативных способностей. Проект «Инженерная школа» в г. Железногорске предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии на самом базовом, начальном звене российской школы – в системе дошкольных образовательных учреждений города.

5. Основная проектная идея (цель) - выделение и реализация в практической работе современных подходов в развитии способностей детей.

6. Задачи проекта:

  • выявить факторы и условия развития креативности и технических способностей детей дошкольного возраста;
  • способствовать развитию творческой индивидуальности детей через создание системы условий индивидуализированного обучения и воспитания в рамках технического образования.

7. Ключевые результаты проекта, их устойчивость

  • изменен вектор педагогических воздействий при формировании способностей детей. Вопреки реализуемому в практике дошкольного воспитания традиционному подходу, внимание акцентируется не только на результатах продуктивной, творческой деятельности детей, но и на организации самого процесса формирования творческих способностей детей;
  • развитие инициативы, гибкости происходит в условиях совместной деятельности детей друг с другом, детьми с взрослыми (родителями), тем самым творчески активный ребенок умеет работать в команде;
  • особым образом организованная предметная образовательная среда учреждения способствует проявлению творческой индивидуальности и развитию технического (продуктивного) мышления детей.

8. Критерии (индикаторы, показатели) эффективности проекта

Критерии оценки ожидаемых результатов - критерий результативности. Показатели физического развития, развития творческих способностей, технического (продуктивного) мышления,  психического и психологического здоровья воспитанников МКДОУ №70  выражены ярче и глубже, чем в ДОУ не реализующих проект.

Прогноз:

а) положительных результатов:

  • возрастание эффективности оздоровительных, развивающих и образовательных воздействий на развитие личности детей;
  • увеличение свободного времени для творческой активности, игровой деятельности;
  • возможность развития индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка;

б) трудностей:

  • трудности в составлении учебного расписания и плана ДОУ;
  • перестройка стиля и отношения родительской аудитории в отношении восприятия творческой индивидуальности ребенка.

По каким критериям, благодаря каким процедурам станет известно, что проект реализован успешно, что он полезен для учреждения? – мониторинг параметров познавательного, физического развития, психического и психологического здоровья воспитанников ДОУ; публикации, доклады.

9. Сроки и этапы проектной экспериментально-исследовательской деятельности (ЭИД)

Сроки и этапы

Содержание деятельности

1. Аналитико-диагностический (январь 2013 - май 2013)

  • подготовительно-информационный
  • подготовительно-документальный

  • Диагностика исходной ситуации (фиксация проблем);
  • выработка функциональных представлений о проблеме, идее и предмете ЭИД;
  • выявление уровня компетентности педагогов по проблеме;
  • обсуждение  направлений и идей развития ДОУ, определение темы;
  • организация подготовки педагогов к ЭИД - серия консультаций, семинаров, практикумов, цикла повышения квалификации;
  • создание инициативных творческих групп ЭИД; изучение педагогами литературы и документов по теме ЭИД.
  • Подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части ЭИД;
  • подготовка концепции и программы ЭИД;
  • разработка и корректировка локальных актов по управлению ЭИД;
  • корректировка (в случае необходимости) должностных инструкций, инструкций по ОТ и ТБ участников ЭИД;
  • подготовка проспекта ЭИД (программы развития ДОУ на 2013-2016 г.г.), утверждение его на Совете педагогов;
  • разработка поэтапного плана ЭИД в соответствии с программой развития ДОУ;
  • внесение корректив в программу развития и годовой план (ы) ДОУ;
  • комплектование комплекса справочных пособий, информационных материалов по проблеме ЭИД, в т.ч. электронные носители и Интернет;
  • организационно-методическое обеспечение рабочих   методических групп ЭИД (медико-психологическая, коррекционно-педагогическая, информационно-методическая): планы, программы, методики, рекомендации, пособия.

Планируемый результат: создание программных документов, обеспечение готовности субъектов к ЭИД,определение ресурсов, совершенствование материально-технической базы.

2. Организационно-исполнительский(июнь 2013- декабрь  2014)
  • функциональный
  • контрольно-регулировочный
  • Создание условий, обеспечивающих  эффективность работы всех участников ЭИД;
  • реализация:

- программ индивидуально-личностного развития детей в рамках определенных образовательных областей;

- технологий,обеспечивающих развитие творческих и технических способностей детей;

  • вовлечение родителей, специалистов смежных организаций, педагогов ДОУ и детей в единую творческую деятельность.
  • Текущий и итоговый мониторинг;
  • своевременная коррекция и регуляция содержания ЭИД;
  • сбор, обработка и интерпретация показателей деятельности ЭИД;
  • организация рефлексивной деятельности участников ЭИД.

Планируемый результат: освоение модели обеспечения индивидуально-личностного развития воспитанников в условиях продуктивной творческой деятельности.

Создание способствующей развитию творческих способностей и  безопасной образовательной среды, систематическая проверка результативности, своевременная корректировка программ. Оценка текущего и итогового состояния работы ДОУ, формулирование заключений о результатах реализации этапов программы ЭИД (программы развития).

3. Аналитико-диагностический (январь 2015 – март 2015)
  • Обобщение результатов ЭИД, их верификация: обоснование достоверности и надежности;
  • подготовка управленческого решения о ходе ЭИД;
  • составление письменных отчетов для органов различных уровней контроля;
  • рецензирование ЭИД;
  • составление тексов докладов, статей для выступлений и публикаций;
  • создание (составление) методических рекомендаций педагогам, работающим в инновационном режиме, рекомендаций по распространению опыта;
  • издание методических пособий, авторских разработок по теме ЭИД.

Планируемый результат: анализ результатов, обобщение опыта, подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов для широкого освоения опыта ЭИД по теме. Определение перспектив ДОУ  в новой социально-педагогической ситуации.

4.Стабилизационный (апрель 2015 –июнь 2016)

  • Распространение опыта в рамках новых проектов и программ на городском, региональном, федеральном уровнях;
  • перевод ДОУ  в статус федеральной образовательной площадки по заявленной проблеме (теме).

Планируемый результат: опыт реализации ЭИД по проблеме.

10. Описание ресурса Университета:

  • кадровый потенциал кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева;
  • научная и методическая экспертиза программ и проекта в целом;
  • рецензирование и оформление заключений на научно-методические разработки сотрудников ДОУ;
  • редактирование текстов публикаций и докладов для участия в научно-практических конференциях;
  • предоставление информационных ресурсов (библиотеки, ресурсные центры и др.);
  • оформление и публикация отчетов по промежуточным и итоговым результатам реализации проекта.

 

Результаты инновационной деятельности в рамках реализации проекта «Инженерная школа»

С 2013г. наше дошкольное учреждение является участником проекта «Инженерная школа». Это проект непрерывного образования «Детский сад – школа – вуз».

Дошкольное учреждение было выбрано в качестве научно-внедренческой площадки кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева.

Основная цель совместной деятельности – обеспечение развития базовых компетентностей (познавательных, интеллектуальных, коммуникативных, автостратегических) и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию продуктивного мышления, творческих и технических способностей детей.

За период времени (с 2013г. по 2017г.) в своей практико-исследовательской деятельности по проекту мы прошли несколько этапов.

Подготовительный этап (2013г.-2014г.), включающий определение целей, задач, направлений деятельности, ресурсных возможностей, создание программных документов.

Этот период мы прошли успешно (набрали «теоретическую массу»):
  • разработана программа технической направленности «Наш звездный дом»;
  • создан ВНИК, занимающийся вопросами систематизации имеющихся представлений, выбора оптимальных форм и методов работы с учетом возрастной адекватности;
  • апробированы предложенные КГПУ компьютерно - диагностические комплексы (программы) для детей и педагогов;
  • реализованы программы повышения квалификации на базе КГПУ, через внутреннюю систему повышения квалификации (постоянно действующий семинар, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, конкурсы, самообразование);
  • начаты реновационные действия (обновление) в развивающей предметно-пространственной среде.

Будучи уверенными в своих идеях, их востребованности, практической значимости мы перешли к следующему этапу - организационно-исполнительскому (практическому) (2014г.-2016г.).

В дошкольном учреждении создана современная образовательная среда (в совокупности пространственно-предметного, социального и технологического компонентов) и достигнуты определенные образовательные результаты в этом направлении деятельности:

Что было сделано и какие  практики формирования инициативы и самостоятельности дошкольников средствами технического образования можно считать успешными.

  • Программа «Наш звездный дом» скорректирована путем расширения и углубления содержания экспериментальной, познавательно-исследовательской и конструкторско-технической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработана и освоена педагогами модель (система) сопровождения развития продуктивного мышления и технических способностей детей разного дошкольного возраста, включающая:
- задачи технического образования адекватные возрасту младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- ведущие психические процессы, задействованные в развитии технических способностей дошкольников на каждом возрастном этапе;
- ведущие виды деятельности в развитии технических способностей детей разного дошкольного возраста;
- эффективные технологии, методы и приемы развития продуктивного мышления и технических способностей для каждой возрастной группы.
  • Введен технический день во всех возрастных группах (еженедельно, каждая пятница - технопятница). Это позволяет последовательно и непрерывно проектировать и реализовывать образовательные события по развитию творческого мышления и технических способностей детей посредством игровой деятельности с привлечением специалистов и родителей. Результаты деятельности в рамках такой формы работы находят отражение в разнообразных продуктах детского и детско-родительского технического творчества.
  • Активно и гибко реализуются технологии, вариативные методы и приемы развития технического мышления детей. Это: технологии развивающего и проблемного обучения, проектирования, наглядного моделирования, ТРИЗ, системного оператора и др.
  • Созданы условия, позволяющие детям углубленно заниматься конструкторско-технической деятельностью в рамках реализации обязательной части основной образовательной программы, а также через организацию кружковых форм работы: «Лего-изобретатели», «Юные программисты».
  • Успешно идет процесс вовлечения родителей, специалистов смежных организаций, педагогов ДОУ и детей в совместную деятельность по развитию творческого мышления и технических способностей в рамках
- тематических квест-экскурсий; 
- интегрированных миксов;
- флешмобов;
- выездного детско-родительского клуба технической направленности «Школа успешных родителей»;
- 3D – фестивалей детско-родительского творчества;
- конкурсов, выставок, викторин технического творчества Всероссийского, регионального и муниципального уровней.

Создана база данных победителей, призеров, участников указанных мероприятий (в том числе дистанционных).

  • Созданы видеофильмы: «Мы из будущего», «Одаренность ищем в детстве», «Мы – будущее», «Давайте изобретать вместе» - о ресурсах дошкольного учреждения в развитии творческих и технических способностей дошкольников (презентационное значение и значение саморефлексии).
  • Создана электронная копилка программно-методических материалов, методических рекомендаций для педагогов и родителей сообразительного, творческого ребенка.
  • К значимым результатам этого этапа деятельности дошкольного учреждения можно отнести укрепление сетевого партнерства, которое значительно расширяет возможности педагогов в приобщении детей к занятиям техническим творчеством (КГПУ им. В.П. Астафьева, АО «ИСС»).
  • Опыт нашей деятельности нашел отражение в сборниках, статьях по материалам научно-практических конференций.
  • В 2016г. ДОУ присвоен статус городской базовой площадки. Для педагогического сообщества города проведены: один обучающий и 2 интерактивных семинара, раскрывающие возможности формирования у детей средствами технического образования мотивов познавательно-исследовательской деятельности, интересов, творческой инициативы и самостоятельности, умений решать адекватные возрасту задачи.
  • И сегодня педагоги ДОУ могут демонстрировать соответствие многим компетенциям, обозначенным в профессиональном стандарте педагога, а также являться методическими наставниками по техническому образованию детей дошкольного возраста по вопросам:
- научно-обоснованного оформления развивающей предметно-пространственной среды. «Среда – третий воспитатель после родителей и педагогов».
- научно-обоснованного использования информационных технологий, интерактивного оборудования, компьютерно-игрового комплекса:
- цифровой лаборатории для дошкольников «Наураша в стране Наурандии», состоящей из 8 тематических модулей, являющейся хорошим началом научно-исследовательской деятельности дошкольников;
- образовательных конструкторов Lego WeDo (проводной) и Lego WeDo 2.0 (беспроводной) – позволяющие формировать у ребенка умения и навыки начального моделирования и конструирования, первый опыт программного управления, умения работать в команде.
  • Педагоги дошкольного учреждения компетентны в вопросах формирования интереса у детей к технической игрушке, технике, базовых технических умений и навыков:
- «Бизиборд – азбука технической грамотности» - достойная альтернатива суперигрушкам.

В настоящее время находимся в Стабилизационном периоде (с 2017г.-2019г.).

Руководители проекта заговорили о диффузии (расширении) проекта и возможности реализации задач дошкольного технического образования во многих образовательных учреждениях города.

Мы готовы к распространению собственного опыта на городском, региональном, федеральном уровнях (международный конкурс, направление – Инженерия).

Несколько слов о перспективах:

  • Нацелены продолжать процесс непрерывного профессионального развития педагогов (через систему внешнего (участие в конференциях, профессиональных конкурсах, грантовых проектах) и внутреннего повышения квалификации).
  • Повышать уровень педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах технического развития дошкольников через практико-ориентированные формы работы.
  • Модернизировать (обновлять с учетом современных требований) РППС, поскольку воплощение идей технического изобретательства требует наличия современных интерактивных и технических средств, механизмов, приборов, аппаратуры, конструкторов нового поколения, современных информационных технологий и т.д., через кооперацию с сетевыми партнерами.

Результаты совместной инновационной деятельности по реализации проекта «Инженерная школа» 2013-2014 гг.

  • На базе ДОУ проведены курсы повышения квалификации по теме: «Современные тенденции дошкольного образования. Сопровождение развития продуктивного мышления и технических способностей детей дошкольного возраста», апрель-май 2013г.
  • Реализована диагностическая компьютеризированная программа «Оценка потенциальных возможностей, способностей и профессиональных компетенций педагогов в области сопровождения развития продуктивного мышления и технических способностей детей», май 2013г.
  • Реализована диагностическая компьютеризированная программа (под руководством доктора физико-математических наук, профессора П.П. Дьячук) «Оценка  потенциальных возможностей, способностей ребенка в технической деятельности», май 2014г.
  • Совместно с преподавателями Университета разработано содержание образовательного технологического модуля для педагогов «Развитие способностей детей в политехнической деятельности» (в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования), июнь 2014г.
  • ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнева» осуществляет материально-техническое сопровождение инновационной деятельности ДОУ: приобретено и установлено интерактивное оборудование, компьютерно-игровой комплекс, программно-методическое обеспечение (для ноутбуков и планшетов), комплекты развивающих и обучающих игр, игрушки нового поколения, сентябрь 2013г.
  • Успешно реализуется разработанная при сотрудничестве с ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнева» долгосрочная инновационная программа «Наш звездный дом», призванная  решать задачи развития творческих и технических способностей через приобщение детей к деятельности космического предприятия и космической отрасли в целом.
  • Организовано участие детей и их родителей в конкурсах, фестивалях, выставках, викторинах технического творчества Всероссийского, регионального и муниципального уровней. Создана база данных победителей, призеров, участников указанных  мероприятий (в том числе дистанционных).
  • Заключены договоры о сотрудничестве с МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева», МОУ ДОД СЮТ с целью расширения возможностей приобщения детей к занятиям техническим творчеством, март 2014г.
  • Созданы и представлены городскому педагогическому сообществу и родительской общественности видеофильмы: «Мы из будущего», «Одаренность ищем в детстве» о ресурсах ДОУ в развитии творческих и технических способностей дошкольников.
  • Презентация опыта инновационной деятельности педагогов ДОУ в рамках краевых и Всероссийских научных конференций, форумов, семинаров на базе КГПУ:

1. XV Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, психологов «Развитие способностей ребенка: теория, практика, перспективы». Педагоги ДОУ (Благинина В.М., Сомова О.Н., Лугарева Л.В., Яковлева Л.И.) представили выступления-презентации по теме конференции, провели мастер-класс «Развитие речевых творческих способностей детей средствами музыкально-ритмической деятельности». Опубликованы статьи в сборнике по материалам данной конференции, февраль 2013г.

2. VII научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста» на базе филиала КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске. Педагоги ДОУ (Благинина В.М., Клепикова Н.В.) представили выступление-презентацию  по теме: «Предметно-развивающая среда как средство формирования продуктивного мышления и технических способностей детей», май 2013г.

3. Интерактивный семинар «Развитие творческой индивидуальности дошкольников» в рамках II Международного форума КГПУ «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Педагоги ДОУ Лугарева Л.В., Благинина В.М., Сомова О.Н. представили слайд-презентацию и видеофильм «Мы из будущего» о ресурсах МКДОУ №70 «Дюймовочка» в развитии творческой и технической одаренности дошкольников, ноябрь, 2013г.

4. В рамках работы III инновационного форума «РОБОТОТЕХ 2013» при сотрудничестве с  КГПУ им. В.П. Астафьева педагогами ДОУ:

- была организована выставка работ совместного творчества детей и родителей «Мой робот самый, самый». Было представлено 56 работ;

- организована работа площадки «Исследование творческого потенциала технической направленности», на которой дети смогли пройти цикл тестов и узнать свой уровень технической одарённости, проводила воспитатель ДОУ  Благинина В.М.,

- оформлена выставка технических игрушек - оригами и проведен мастер-класс с детьми и их родителями по их изготовлению, воспитатель ДОУ Осколкова Е.С.,

- на площадке «Дошкольный Роботех» воспитателями ДОУ осуществлялась практическая деятельность с детьми разного дошкольного возраста и их родителями по техническому конструированию. Использовались конструкторы: «Лего», «Магформерс», «Радужная мозаика», «Пирамида достижений», «Фантазёр», «Изобретатель», «Звёздный», «Медвежонок». Конструкции собирались  по предложенным схемам и творческим задумкам детей, ноябрь 2013г.

- ХХI Всероссийская конференция «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения» на базе КПГУ им. В.П. Астафьева. Участники дискуссионной площадки по теме: «Проектирование содержания образования в пространстве Инновационного кластера г. Железногорска»: заведующий Корнищева Е.А. «Содержание, результаты и перспективы проектной инновационной деятельности в области дошкольного инженерного образования»; зам. заведующего Лугарева Л.В. «Сетевое взаимодействие участников Инновационного кластера в г. Железногорске», апрель 2014г.
  • Открыт Хобби-клуб «Архитектурное моделирование» (художественно-творческое преобразование объектов окружающей среды), сотворчество педагогов, детей, родителей под руководством педагога-психолога ДОУ Яковлевой Л.И.
  • На базе ДОУ оформлен музей занимательной науки – «Музей воздуха».

Возможно:

  • Открытие лаборатории развития продуктивного мышления и технических способностей дошкольников (на базе КГПУ и ДОУ).
  • Занятия в мини лабораториях по легоконструированию и робототехнике (с участием педагогов МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева» и специалистов МОУ ДОД СЮТ).
  • Разработка комплекса развивающих занятий по Робототехнике по системе «Детский сад-школа».
  • Публикация методических рекомендаций для родителей сообразительного, способного, креативного ребенка.

 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 137 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.