Тема: Система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с родителями в области сопровождения развития творческих и технических способностей детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас 3-я (заключительная) встреча в рамках работы городской базовой площадки по теме: «Развитие творческой индивидуальности, продуктивного мышления и технических способностей детей дошкольного возраста».

Программное содержание работы базовой площадки рассчитано на индивидуальное и подгрупповое участие всех субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители). Рассматриваем 3 направления деятельности.

В ходе 1-ой встречи мы с Вами стали участниками обучающего семинара по теме: «Опережающая методическая работа с педагогическим коллективом как важный фактор повышения качества дошкольного инженерного образования», проведенного совместно с преподавателями КГПУ им. В.П. Астафьева.

В ходе 2-ой встречи мы познакомили Вас с разработанной нами системой развития продуктивного мышления и технических способностей детей разного дошкольного возраста посредством «погружения» в практическую деятельность «Давайте изобретать вместе».

В ходе 3-ей встречи (сегодня) совместно с преподавателями КГПУ им. В.П. Астафьева проведем интерактивный семинар по теме: «Способности ребенка: выявляем и развиваем», в ходе которого будут выработаны методические рекомендации для родителей сообразительного, способного, креативного ребенка.

Интерактивный семинар в форме диалога проведут:

Арамачева Людмила Викторовна, к.пс.н., доцент кафедры психологии детства;  

Дубовик Евгения Юрьевна, к.пс.н., доцент кафедры психологии.

Затем мы познакомим Вас с выстроенной системой сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с родителями в области сопровождения развития технических способностей детей и покажем видеофильм, в котором представлены основные направления и наиболее яркие формы работы  с родителями (все не охватить). 

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Неоспорим тот факт, что для решения образовательных задач необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации. Решение задачи установления и развития сотрудничества с семьями воспитанников (понимание, отдача) имеет важное значение для реализации требований ФГОС ДО.

Семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка и несет ответственность за воспитание детей.

А ДОУ призвано помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность.

Основным средством управления процессом педагогического партнерства с семьями воспитанников, начиная с раннего возраста, выступает разработанная в ДОУ программа «Детский сад и семья». Программа направлена на организацию продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги), определяет единые подходы к воспитанию ребенка в семье и дошкольном учреждении, приоритетные направления, интерактивные формы социально-делового и психолого-педагогического взаимодействия, реновационные действия (связанные с модернизацией) в развивающей предметно-пространственной среде.

В программе «Детский сад и семья» интегрируются ключевые задачи авторских парциальных программ: «Здоровый малыш» (приоритетное направление деятельности ДОУ), «Наш звездный дом» (инновационное направление деятельности ДОУ).

Это находит отражение в содержании совместной деятельности (указанной тематической направленности), а также многообразии интегрированных форм взаимодействия педагогов с родителями.

Философия сотрудничества ДОУ и семьи такова. Ее определяют как новую, но для нашего ДОУ (насколько я себя помню, работая в ДОУ) она всегда была таковой.

  • исходим из понимания того, что сотрудничество с родителями – совершено особенный вид педагогической деятельности, требующий специальных психолого-педагогических знаний, такта, терпения.
  • сотрудничество с родителями рассматривается нами как дополнительный ресурс повышения качества дошкольного образования (не использовать который невозможно);
  • подчеркиваем открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников (вовлечение их в педагогический процесс). В психологии есть такое понятие «зацепить» - увлечь, мотивировать. Что значит компетентный родитель – «шевелящийся» - увлеченный, деятельный;
  • признание родителей – равноправными (доверие к ним, раскрепощение творческой энергии, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность и предприимчивость) и равноответственными партнерами;
  • учитываем запросы, интересы и потребности родителей через организацию контактных групп;
  • ведем совместный поиск интересных, продуктивных, творческих видов деятельности, интерактивных форм и методов общения.
  • главная наша ориентация – это ориентация на человека любого возраста, как на главную ценность. Культивирование климата уважения, взаимного доверия, взаимопомощи;

Бесспорно, что в каждом ДОУ спроектирована и реализуется собственная система педагогического партнерства ДОУ и семьи. От этого эффективность сотрудничества значительно повышается.

Нами теоретически обоснована выстроенная система педагогического партнерства ДОУ и семьи, представляющая собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: целевого (определяет цель и задачи партнерства), содержательного (содержательный компонент процесса взаимодействия педагогов с родителями определяется действующими программами), технологического (включающего основные направления и формы взаимного сотрудничества) и результативного (отражающего достигнутые результаты совместной деятельности).

В условиях модернизации содержания образования, перехода на ФГОС ДО и в связи с потребностью практики в технологиях сотрудничества мы постоянно ведем поиск эффективных форм и методов работы с детьми, определяем новые форматы партнерства с педагогами и родителями.

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. По-нашему мнению, важно то, чтобы эти формы не существовали сами по себе, и реальная работа с семьей не оценивалась только по количеству проведенных мероприятий, без анализа их качества, востребованности у родителей и насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям – это один из основных акцентов в работе.

В качестве рекомендации как эксперта ООП (мне посчастливилось с моими коллегами проучиться) подсказываю, что в ООП в разделе - взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников нужно не формы перечислить, а отразить  особенности взаимодействия, совместность идеи.

Другой важный акцент – интегрируя ключевые задачи авторских парциальных программ: «Здоровый малыш» и «Наш звездный дом», мы стараемся использовать формы работы с родителями, способствующие формированию у них ценностного отношения к состоянию здоровья, выступающего основой развития индивидуальности, творческих и технических способностей детей. Работа по развитию творческих и технических способностей детей органично встроена в образовательно-оздровительный процесс (не стоит особняком).

Проекты: «Цвет нации», «Научная рота «Разведчики» нацелены на укрепление конструктивного альянса «ребёнок-воспитатель-родители» по вопросам формирования основ культуры здорового образа жизни, социально-коммуникативных навыков, познавательных инициатив, творческих, технических способностей, основ гражданственности.

Предлагаю посмотреть видеофильм, в котором представлены некоторые из современных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями по основным направлениям сотрудничества в области сопровождения развития творческих и технических способностей детей дошкольного возраста.

Создавая фильм, мы использовали материалы проведенных образовательных событий в течение года (синтезировали их), а также использовали возможность показать разные формы взаимодействия с родителями на примере одного и того же образовательного события.

Первое направление – информирование.

Основные задачи, стоящие перед педагогам при реализации этого направления – повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах технического образования дошкольников разного возраста в условиях семьи и ДОУ (получение ими объема педагогических знаний и формирование на этой основе представлений, а потом и понятий) – через разные формы.

  1. Введение технического дня (в рамках реализации обязательной части Программы) – каждая пятница.

Все содержание деятельности технической направленности (этого дня) с детьми реализуется через все формы и находит отражение в уголках для родителей.

В уголках в обязательном порядке представлены:

- система развития продуктивного мышления и технических способностей детей соответствующего (младшего, среднего, старшего) дошкольного возраста;

- план работы на месяц (все 4 пятницы – тема, задачи, содержание);

- механизм обратной связи с родителями (по разному, креативно, с учетом возрастной адекватности);

- выставка разнообразных продуктов творчества (детских, детско-родительских, детско-взросых).

  1. Образовательное событие «Давайте изобретать вместе» в форме квеста в рамках фестиваля технического творчества (1 раз в квартал).

- Одна из составляющих данного мероприятия – информирование (я говорю.)

- Знакомство с новым интерактивным оборудованием (цифровой лабораторией, образовательным конструктором ЛЕГО ВЕДО).

- Знакомство с методами и приемами изготовления технических объектов, которые можно использовать и в домашних условиях.

Второе направление – просвещение.

Основные задачи, стоящие перед педагогам при реализации этого направления – расширение объема знаний и умений родителей по вопросам формирования у детей первоначальных технических навыков.

На примере этого же образовательного события «Давайте изобретать вместе».

Для этого необходимо самому стать субъектом деятельности по освоению технических и изобретательских умений. «Прожив это», сумеешь понять, чем занимается твой ребенок, какие существуют для этого методы и приемы, насколько это легко или трудно,  сможешь увидеть развивающие возможности оборудования и деятельности в целом.

С этой целью целесообразно использовать, по нашему мнению, такие формы как 3D фестивали, конкурсы, выставки, викторины детско-родительского творчества.

Используется формат диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов с родителями) как основной базы процесса передачи информации. 

Кроме этого, такие формы взаимодействия позволяют педагогам повышать педагогическое мастерство по использованию технологии коллективного творческого дела. Внимание акцентируется не только на результатах продуктивной, творческой деятельности, но и на организации самого процесса формирования творческих и технических способностей.

Третье направление – совместно - деятельностное (практическое) – дети, педагоги, родители.

Основные задачи, стоящие перед педагогам при реализации этого направления – вовлечение в совместную деятельность.

Формы:

- Игровые детско-родительские объединения военно-патриотической направленности.

- Совместные игровые тренинги по развитию технических способностей посредством комбинаторных пространственно-ориентированных игр.

Позволяют отработать психофизические качества в условиях трансформируемой среды «Полевые учения», «Марш-бросок», «Тренировочный комплекс». 

- Совместная разработка и реализация проектов. 

- Совместное игровое и познавательно-исследовательское экспериментирование – познание и обобщение свойств, признаков предметов, явлений, закономерностей, причинно-следственных связей, противоречий и т.д. 

Педагогами создаются условия, способствующие проявлению детских и родительских  инициатив и самостоятельности, принятию решений, выражению своих чувств и мыслей. 

Организация конструктивного взаимодействия детей и взрослых в разных видах деятельности. Воспитываются умения коллективного творчества, сотворчества, создается дополнительная мотивация к техническому изобретательству, проявлению творческих инициатив, к самостоятельному приобретению знаний. 

- выездной детско-родительский клуб технической направленности «Мастера». 

Есть опыт организации:

- флешмобов разной тематической направленности.

Созданная открытая творческая среда и творческая система отношений, способствует развитию креативных способностей ребенка.  

По итогам анкетирования (май 2016г.) 98,7% родителей отметили, что предоставляемые дошкольным учреждением образовательные услуги их полностью удовлетворяют. Готовность родителей к активному сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения, их мотивационная вовлеченность в процесс самообразования, принятия психолого-педагогической поддержки в вопросах воспитания и развития детей существенно возросла.

Получается преодолеть главную трудность - перестройка стиля и отношения родительской аудитории в отношении восприятия индивидуальности своего ребенка. 

Сегодняшние запросы общества в отношении воспитания инициативного, гибкого, нестандартно мыслящего ребенка, умеющего работать в команде, являются принятыми и успешно реализуемыми педагогами ДОУ при сотрудничестве с родителями в качестве основных социальных партнеров.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 348 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.