Городская базовая площадка

Тема: Система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с родителями в области сопровождения развития творческих и технических способностей детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас 3-я (заключительная) встреча в рамках работы городской базовой площадки по теме: «Развитие творческой индивидуальности, продуктивного мышления и технических способностей детей дошкольного возраста».

Программное содержание работы базовой площадки рассчитано на индивидуальное и подгрупповое участие всех субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители). Рассматриваем 3 направления деятельности.

В ходе 1-ой встречи мы с Вами стали участниками обучающего семинара по теме: «Опережающая методическая работа с педагогическим коллективом как важный фактор повышения качества дошкольного инженерного образования», проведенного совместно с преподавателями КГПУ им. В.П. Астафьева.

В ходе 2-ой встречи мы познакомили Вас с разработанной нами системой развития продуктивного мышления и технических способностей детей разного дошкольного возраста посредством «погружения» в практическую деятельность «Давайте изобретать вместе».

В ходе 3-ей встречи (сегодня) совместно с преподавателями КГПУ им. В.П. Астафьева проведем интерактивный семинар по теме: «Способности ребенка: выявляем и развиваем», в ходе которого будут выработаны методические рекомендации для родителей сообразительного, способного, креативного ребенка.

Интерактивный семинар в форме диалога проведут:

Арамачева Людмила Викторовна, к.пс.н., доцент кафедры психологии детства;  

Дубовик Евгения Юрьевна, к.пс.н., доцент кафедры психологии.

Затем мы познакомим Вас с выстроенной системой сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с родителями в области сопровождения развития технических способностей детей и покажем видеофильм, в котором представлены основные направления и наиболее яркие формы работы  с родителями (все не охватить). 

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Неоспорим тот факт, что для решения образовательных задач необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации. Решение задачи установления и развития сотрудничества с семьями воспитанников (понимание, отдача) имеет важное значение для реализации требований ФГОС ДО.

Семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка и несет ответственность за воспитание детей.

А ДОУ призвано помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность.

Основным средством управления процессом педагогического партнерства с семьями воспитанников, начиная с раннего возраста, выступает разработанная в ДОУ программа «Детский сад и семья». Программа направлена на организацию продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги), определяет единые подходы к воспитанию ребенка в семье и дошкольном учреждении, приоритетные направления, интерактивные формы социально-делового и психолого-педагогического взаимодействия, реновационные действия (связанные с модернизацией) в развивающей предметно-пространственной среде.

В программе «Детский сад и семья» интегрируются ключевые задачи авторских парциальных программ: «Здоровый малыш» (приоритетное направление деятельности ДОУ), «Наш звездный дом» (инновационное направление деятельности ДОУ).

Это находит отражение в содержании совместной деятельности (указанной тематической направленности), а также многообразии интегрированных форм взаимодействия педагогов с родителями.

Философия сотрудничества ДОУ и семьи такова. Ее определяют как новую, но для нашего ДОУ (насколько я себя помню, работая в ДОУ) она всегда была таковой.

  • исходим из понимания того, что сотрудничество с родителями – совершено особенный вид педагогической деятельности, требующий специальных психолого-педагогических знаний, такта, терпения.
  • сотрудничество с родителями рассматривается нами как дополнительный ресурс повышения качества дошкольного образования (не использовать который невозможно);
  • подчеркиваем открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников (вовлечение их в педагогический процесс). В психологии есть такое понятие «зацепить» - увлечь, мотивировать. Что значит компетентный родитель – «шевелящийся» - увлеченный, деятельный;
  • признание родителей – равноправными (доверие к ним, раскрепощение творческой энергии, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность и предприимчивость) и равноответственными партнерами;
  • учитываем запросы, интересы и потребности родителей через организацию контактных групп;
  • ведем совместный поиск интересных, продуктивных, творческих видов деятельности, интерактивных форм и методов общения.
  • главная наша ориентация – это ориентация на человека любого возраста, как на главную ценность. Культивирование климата уважения, взаимного доверия, взаимопомощи;

Бесспорно, что в каждом ДОУ спроектирована и реализуется собственная система педагогического партнерства ДОУ и семьи. От этого эффективность сотрудничества значительно повышается.

Нами теоретически обоснована выстроенная система педагогического партнерства ДОУ и семьи, представляющая собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: целевого (определяет цель и задачи партнерства), содержательного (содержательный компонент процесса взаимодействия педагогов с родителями определяется действующими программами), технологического (включающего основные направления и формы взаимного сотрудничества) и результативного (отражающего достигнутые результаты совместной деятельности).

В условиях модернизации содержания образования, перехода на ФГОС ДО и в связи с потребностью практики в технологиях сотрудничества мы постоянно ведем поиск эффективных форм и методов работы с детьми, определяем новые форматы партнерства с педагогами и родителями.

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. По-нашему мнению, важно то, чтобы эти формы не существовали сами по себе, и реальная работа с семьей не оценивалась только по количеству проведенных мероприятий, без анализа их качества, востребованности у родителей и насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям – это один из основных акцентов в работе.

В качестве рекомендации как эксперта ООП (мне посчастливилось с моими коллегами проучиться) подсказываю, что в ООП в разделе - взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников нужно не формы перечислить, а отразить  особенности взаимодействия, совместность идеи.

Другой важный акцент – интегрируя ключевые задачи авторских парциальных программ: «Здоровый малыш» и «Наш звездный дом», мы стараемся использовать формы работы с родителями, способствующие формированию у них ценностного отношения к состоянию здоровья, выступающего основой развития индивидуальности, творческих и технических способностей детей. Работа по развитию творческих и технических способностей детей органично встроена в образовательно-оздровительный процесс (не стоит особняком).

Проекты: «Цвет нации», «Научная рота «Разведчики» нацелены на укрепление конструктивного альянса «ребёнок-воспитатель-родители» по вопросам формирования основ культуры здорового образа жизни, социально-коммуникативных навыков, познавательных инициатив, творческих, технических способностей, основ гражданственности.

Предлагаю посмотреть видеофильм, в котором представлены некоторые из современных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями по основным направлениям сотрудничества в области сопровождения развития творческих и технических способностей детей дошкольного возраста.

Создавая фильм, мы использовали материалы проведенных образовательных событий в течение года (синтезировали их), а также использовали возможность показать разные формы взаимодействия с родителями на примере одного и того же образовательного события.

Первое направление – информирование.

Основные задачи, стоящие перед педагогам при реализации этого направления – повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах технического образования дошкольников разного возраста в условиях семьи и ДОУ (получение ими объема педагогических знаний и формирование на этой основе представлений, а потом и понятий) – через разные формы.

  1. Введение технического дня (в рамках реализации обязательной части Программы) – каждая пятница.

Все содержание деятельности технической направленности (этого дня) с детьми реализуется через все формы и находит отражение в уголках для родителей.

В уголках в обязательном порядке представлены:

- система развития продуктивного мышления и технических способностей детей соответствующего (младшего, среднего, старшего) дошкольного возраста;

- план работы на месяц (все 4 пятницы – тема, задачи, содержание);

- механизм обратной связи с родителями (по разному, креативно, с учетом возрастной адекватности);

- выставка разнообразных продуктов творчества (детских, детско-родительских, детско-взросых).

  1. Образовательное событие «Давайте изобретать вместе» в форме квеста в рамках фестиваля технического творчества (1 раз в квартал).

- Одна из составляющих данного мероприятия – информирование (я говорю.)

- Знакомство с новым интерактивным оборудованием (цифровой лабораторией, образовательным конструктором ЛЕГО ВЕДО).

- Знакомство с методами и приемами изготовления технических объектов, которые можно использовать и в домашних условиях.

Второе направление – просвещение.

Основные задачи, стоящие перед педагогам при реализации этого направления – расширение объема знаний и умений родителей по вопросам формирования у детей первоначальных технических навыков.

На примере этого же образовательного события «Давайте изобретать вместе».

Для этого необходимо самому стать субъектом деятельности по освоению технических и изобретательских умений. «Прожив это», сумеешь понять, чем занимается твой ребенок, какие существуют для этого методы и приемы, насколько это легко или трудно,  сможешь увидеть развивающие возможности оборудования и деятельности в целом.

С этой целью целесообразно использовать, по нашему мнению, такие формы как 3D фестивали, конкурсы, выставки, викторины детско-родительского творчества.

Используется формат диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов с родителями) как основной базы процесса передачи информации. 

Кроме этого, такие формы взаимодействия позволяют педагогам повышать педагогическое мастерство по использованию технологии коллективного творческого дела. Внимание акцентируется не только на результатах продуктивной, творческой деятельности, но и на организации самого процесса формирования творческих и технических способностей.

Третье направление – совместно - деятельностное (практическое) – дети, педагоги, родители.

Основные задачи, стоящие перед педагогам при реализации этого направления – вовлечение в совместную деятельность.

Формы:

- Игровые детско-родительские объединения военно-патриотической направленности.

- Совместные игровые тренинги по развитию технических способностей посредством комбинаторных пространственно-ориентированных игр.

Позволяют отработать психофизические качества в условиях трансформируемой среды «Полевые учения», «Марш-бросок», «Тренировочный комплекс». 

- Совместная разработка и реализация проектов. 

- Совместное игровое и познавательно-исследовательское экспериментирование – познание и обобщение свойств, признаков предметов, явлений, закономерностей, причинно-следственных связей, противоречий и т.д. 

Педагогами создаются условия, способствующие проявлению детских и родительских  инициатив и самостоятельности, принятию решений, выражению своих чувств и мыслей. 

Организация конструктивного взаимодействия детей и взрослых в разных видах деятельности. Воспитываются умения коллективного творчества, сотворчества, создается дополнительная мотивация к техническому изобретательству, проявлению творческих инициатив, к самостоятельному приобретению знаний. 

- выездной детско-родительский клуб технической направленности «Мастера». 

Есть опыт организации:

- флешмобов разной тематической направленности.

Созданная открытая творческая среда и творческая система отношений, способствует развитию креативных способностей ребенка.  

По итогам анкетирования (май 2016г.) 98,7% родителей отметили, что предоставляемые дошкольным учреждением образовательные услуги их полностью удовлетворяют. Готовность родителей к активному сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения, их мотивационная вовлеченность в процесс самообразования, принятия психолого-педагогической поддержки в вопросах воспитания и развития детей существенно возросла.

Получается преодолеть главную трудность - перестройка стиля и отношения родительской аудитории в отношении восприятия индивидуальности своего ребенка. 

Сегодняшние запросы общества в отношении воспитания инициативного, гибкого, нестандартно мыслящего ребенка, умеющего работать в команде, являются принятыми и успешно реализуемыми педагогами ДОУ при сотрудничестве с родителями в качестве основных социальных партнеров.

Система работы по развитию творческих и технических способностей детей дошкольного возраста 

Ключевые задачи

Психические процессы, задействованные в развитии творческих и технических способностей дошкольников

Ведущие виды деятельности

Технологии, методы и приемы

Младший дошкольный возраст

  • Формировать первичный познавательный интерес к технической игрушке, технике.
  • Формировать представления о назначении техники, ее полезных и вредных функциях.
  • Формировать первичные представления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве с помощью тактильно-двигательного восприятия.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Доминирование восприятия (развивается зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие) 

Доминирует непроизвольная память. 

Основная форма мышления – наглядно – действенное мышление (манипулирует предметами и схватывает связи между ними) 

Внимание непроизвольное. 

Формируются предпосылки – наглядно - образного мышления. 

Ребенок овладевает способами делового общения в ходе освоения предметных действий при сотрудничестве с взрослыми

Предметно – манипулятивная деятельность (ориентация на отдельные признаки предмета, выделение в предмете определенных свойств) 

Игровое экспериментирование 

Игровая деятельность (режиссерская, образно-ролевая игра)

  • Игровые технологии 
  • Методы игрового моделирования 
  • Игровое экспериментирование 
  • Метод морфологического анализа (усвоение сенсорных эталонов) 
  • Методы целенаправленного управления восприятием (дробление – объединение, оживление-окаменение)
  • Метод «Кольца Луллия» (познание свойств объектов и преобразование этих свойств)
  • Приемы развития мелкой моторики рук

Средний дошкольный возраст

  • Поддерживать интерес технике и техническому творчеству.
  • Формировать представления о пространственных соотношениях элементов (справа-слева, сверху-снизу, впереди-позади).
  • Развивать пространственное мышление.
  • Формировать умения обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями).
  • Способствовать овладению различными приемами создания конструкций, соединения и комбинирования деталей.
  • Формировать умения создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, преобразовывать предлагаемые заготовки.

Доминирование восприятия (ведущее – зрительное восприятие) 

Доминирование памяти (формирование произвольной памяти). 

Основная форма мышления – наглядно – образное мышление (предметы-заместители становятся опорой для мышления). 

Развивается пространственное мышление. 

Возникает внеситуативно-познавательная форма общения («вплетена» в совместную познавательную деятельность)

Экспериментально-исследовательская деятельность 

Продуктивные виды деятельности

(конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация)

Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра)

  • Опыты и эксперименты
  • Методы игрового моделирования
  • Метод морфологического анализа (анализ признаков объектов и их значений)
  • Метод «Кольца Луллия» (познание свойств объектов и преобразование этих свойств)
  • Метод фокальных объектов (применение значений признаков одного объекта к другому)
  • Метод аналогий (прямая аналогия)
  • Методы целенаправленного управления восприятием (изменение во времени, прием «наоборот»)
  • Игры, направленные на освоение пространства
  • Игра «Да-нетка» (линейная, плоскостная, пространственная)
  • Приемы сосредоточения и привлечения внимания
  • Приемы развития наблюдательности

Старший дошкольный возраст

  • Формировать устойчивый интерес к технике, техническому творчеству, изобретательской деятельности.
  • Закреплять умения самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.
  • Закреплять умения и навыки работы с партнёром.
  • Развивать логическое мышление, логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление связей между системами и их частями, разрешение противоречий).
  • Закреплять представления о пространственных соотношениях элементов (правее-левее, выше-ниже и т.д.).
  • Развивать фантазию и конструктивное воображение.
  • Формировать изобретательские умения – сборка деталей, конструирование, «навешивание» технических функций на предметы-заместители.
  • Развивать комбинаторные способности – составлять из данных элементов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов.
  • Включать в продуктивные виды деятельности – конструирование, лепка, черчение, рисование, решение творческих и изобретательских задач.

Доминирование памяти. Память становится произвольной. 

Развивается словесно - логическое мышление (конвергентное и дивергентное). 

Развивается активное, творческое воображение 

Возникает внеситуативно-личностная форма общения (ведущие – личностные мотивы)

Познавательно-исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность 

Продуктивные виды деятельности

(конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация) 

Конструкторско-творческая и изобретательская деятельность

  • Технологии проектно - исследовательской деятельности
  • Технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ)
  • Творческое свободное экспериментирование, макетирование, моделирование
  • Методы активизации и перебора вариантов (мозговой штурм, морфологических анализ, метод каталога, синектики и др.)
  • Методы целенаправленного управления воображением
  • Методы постановки и решения конструкторских задач
  • Метод морфологического анализа
  • Метод фокальных объектов (бином фантазии)
  • Метод аналогий (символическая аналогия)
  • Игра «Да-Нетка» (линейная, плоскостная, пространственная)
  • Приемы привлечения и сосредоточения внимания с использованием внешней и внутренней мотивации

Тема: Система работы по развитию творческих и технических способностей детей разного дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

Продолжим наше приятное общение. Я хочу рассказать Вам притчу. Король предложил испытание, чтобы выбрать достойного на пост министра. Собралось множество людей. Он подвел всех к двери в дальнем углу сада. Дверь была огромная. «Кто сможет открыть ее?» — спросил король.

Придворные по очереди выходили вперед, оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, сильным рывком дверь открыл. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Эта притча наилучшим образом отражает ситуацию выбора, в которую было поставлено наше ДОУ в 2013г. и все же принявшее смелое решение участвовать в инновационном проекте «Инженерная школа», целенаправленно заниматься развитием технических способностей детей. Привели в действие все внутренние ресурсы ДОУ, подключив в дальнейшем научные и материальные ресурсы наших сетевых партнеров.

Было непросто и остается непросто.

Во-первых, ни парциальных рецензированных, ни авторских программ технической направленности для детей дошкольного возраста не разработано (имеются по отдельным видам продуктивной деятельности – но это не совсем то). Стали появляться модифицированные программы с использованием LEGO –технологий. Нет разработанных учебно-методических пособий и рекомендаций по формированию продуктивного мышления и первоначальных технических навыков у дошкольников. Нет специальных технологий

Во-вторых, современное инженерное мышление глубоко научно, неспецифично для детей дошкольного возраста. Поэтому, чтобы говорить, причем научно обоснованно, о развитии предпосылок технического мышления у дошкольников, необходимо глубоко изучать закономерности психического развития детей дошкольного возраста и выстраивать работу в соответствии с возрастными периодами их развития.

В-третьих, нужно учитывать, что способности всегда реализуются в деятельности. Воплощение идей технического изобретательства требует наличия современных интерактивных и технических средств, механизмов, приборов, аппаратуры, конструкторов нового поколения, современных информационных технологий и т.д. Уж здесь без спонсоров не обойтись.

Мы начали потихоньку работать, выстраивать систему.

Качество образования – качество программы и качество условий.

В ДОУ реализуется программа технической направленности «Наш звездный дом» призвана решать задачи развития продуктивного мышления, творческих и технических способностей детей дошкольного возраста.

Исторически сложилось, что программа состоит из 2-х модулей (блоков, самодостаточных, но взаимосвязанных частей): познавательный и технический. Первоначально программа задумывалась как инновационная программа, отражающая региональный компонент, и позволяющая формировать у дошкольников устойчивый познавательный интерес к космосу, приобщать детей к деятельности космического предприятия и космической отрасли в целом. Мы любим сказать (риторически) - позволяет осуществлять профессиональную подготовку будущих специалистов космической отрасли, начиная с 6 летнего возраста (задачу ставил Рос космос).

Совсем скоро стало понятно, что познавательный мир космических открытий обладает богатым содержанием, на базе которого у дошкольников можно формировать интерес к деятельности человека-изобретателя, конструктора, развивать творческие и технические способности. В 2015г. программа корректируется путем расширения содержания и введения технического модуля программы.

Деление условное. Модули взаимосвязаны. Космические темы берутся за основу современных детских изобретений. А вновь созданные изобретения находят сферу своих приложений в космосе, Вселенной.

Каждый из модулей включает 3 направления деятельности (педагоги, дети, родители), тем самым программой учитываются интересы всех субъектов образовательных отношений.

В рамках работы городской базовой площадки:

  • Для педагогов дошкольных учреждений города был проведен обучающий семинар по теме: «Опережающая методическая работа с педагогическим коллективом как важный фактор повышения качества дошкольного инженерного образования».
  • также для педагогов дошкольных учреждений города запланирован в апреле совместно с преподавателями КГПУ им. В.П. Астафьева интерактивный семинар, в ходе которого будут выработаны методические рекомендации для родителей сообразительного, способного, креативного ребенка.
  • Сегодня мы знакомим Вас с разработанной нами системой развития продуктивного мышления и технических способностей детей разного дошкольного возраста.

Сначала вспомним слова Ушинского: «Прежде чем обучить ребенка во всех отношениях, его нужно изучить во всех отношениях».

В первую очередь проводится диагностика.

В ходе педагогического наблюдения за непосредственной работой детей с различным техническим материалом выявляются технические наклонности (способности). Педагог отмечает:

  • Интересуется ли ребенок самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • Обладает ли технической наблюдательностью;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; - сам "докапывается: до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Проводимая компьютерная диагностика потенциальных возможностей и способностей дошкольников в технической деятельности, (авторская методика П.П. Дьячук, профессора, доктора математических наук КГПУ им. В.П. Астафьева) позволяет выявить детей с ярко выраженными задатками и склонностями к технической деятельности, опережающим уровнем развития пространственного и логического мышления.

Для этих детей (старшего и подготовительного к школе возраста) дополнительно созданы условия, позволяющие им углубленно заниматься конструкторско-технической деятельностью через организацию кружковых форм работы: «Юные изобретатели», «Лего-изобретатели», «Юные программисты», «Игровые путешествия с Компиком». 

  1. Итак, первый шаг в создании любой системы начинается с постановки задач. Правильная постановка задачи, уже на 50% решает задачу.

Нам хорошо известно, что основные задачи, сформулированные в стандарте (масштабные, их 9), являются инвариантными (неизменяемыми) для любой создаваемой Программы. Соотнести и конкретизировать задачи, сформулированные в стандарте с задачами программы «Наш звездный дом» (которая отражает приоритетное направление деятельности ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений) не составило труда. Конкретизировать – значит углубить либо расширить посредством использования тех или иных технологий или видов деятельности.

Основная трудность была в определении конкретных (тактических) задач технического образования, адекватных возрасту младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Чтобы педагогу было понятно, над чем работать.

Программно-методического сопровождения развития технических способностей детей дошкольного возраста практически нет. Для понимания и определения задач этот материал собирался и обобщался по крупицам посредством анализа научных статей, классических, современных и диссертационных исследований, имеющегося практического опыта.

Задачи были поставлены и реализуются в работе.

  1. Второй шаг, сделанный нами при создании системы – выделение ведущих психических процессов, задействованных в развитии технических способностей дошкольников на каждом возрастном этапе.

Опора на возрастные особенности обеспечивает поступательность развития психических процессов и индивидуальных способностей детей.

Развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику рук и сенсомоторные функции (младший возраст), пространственное мышление (средний возраст), логическое и творческое мышление (старший возраст).

- Развитие мелкой моторики и сенсомоторных функций в младшем дошкольном возрасте станет пропедевтикой (подготовкой) развития конструкторских (технических) способностей в последующих возрастных этапах.

- Развитие пространственного мышления в среднем дошкольном возрасте является основой развития логического мышления и следующей ступенью развития технических способностей детей.

- Целенаправленное развитие логического мышления ребенка является базисом развития индивидуальных способностей в области технического творчества.

  1. Третий шаг. Определены ведущие виды деятельности в развитии технических способностей детей разного дошкольного возраста.

- Основная форма мышления в младшем дошкольном возрасте – наглядно - действенное мышление. На передний план выступает предметно-манипулятивная деятельность (ориентация на отдельные признаки предметов, выделение в предмете определенных свойств), значит ведущий вид деятельности для развития технических способностей – игровое экспериментирование.

- Основная форма мышления в среднем дошкольном возрасте – наглядно – образное мышление (предметы-заместители становятся опорой для мышления). Развивается пространственное мышление. Игровое экспериментирование в этом возрасте перерастает в экспериментально-исследовательскую деятельность. В качестве ведущих для развития технических способностей выступают продуктивные виды деятельности (конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация). Конструирование: техническое, художественно-творческое конструирование, архитектурное моделирование как целостная и самодостаточная единица (вид творческого конструирования), компьютерное (планшетное) конструирование.

- Основная форма мышления в старшем дошкольном возрасте – логическое, творческое мышление. В этом возрасте – на достаточно высоком уровне сложности проводятся: экспериментальная деятельность, познавательно-исследовательская, продуктивные виды деятельности. Ведущей в развитии технических способностей выступает конструкторско-творческая и изобретательская деятельность.

Обращаю Ваше внимание на важную закономерность: формирование ключевых компетентностей и личностных качеств детей дошкольного возраста происходит в «эволюционной цепочке»: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я – творец, что соответствует общим закономерностям развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте и особенностям становления и развития детских видов деятельности.

  1. Четвертый шаг касается содержания образовательной деятельности по развитию технических способностей у детей, которое реализуется последовательно, непрерывно, начиная с младшего возраста. Содержание технического образования реализуется через все формы деятельности: НОД, совместную деятельность, режимные моменты, самостоятельную детскую деятельность.

Комплексно-тематическое планирование в возрастных группах скорректировано с учетом введения технического дня (каждая пятница, в рамках реализации обязательной части Программы). Наличие программы технической направленности «Наш звездный дом» значительно расширяет содержание экспериментальной, познавательно-исследовательской и конструкторско-технической деятельности для детей старшего и подготовительного возраста, которое отражается в разнообразных продуктах детского творчества (Вы видели на этапе – ребенок-творец).

Если образно содержательные разделы по развитию технических способностей представить в виде ступенек лестницы, то становится понятным, что на каждую из этих ступенек дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее.

  1. Пятый шаг. На соответствующее содержание отобраны и активно используются оптимальные (современные, инновационные) технологии, методы и приемы развития продуктивного мышления и технических способностей.

Это: технологии индивидуально-личностного развития и обучения детей, технологии развития креативных способностей, технологии развивающего и проблемного обучения, проектирования, наглядного моделирования, системного оператора, ТРИЗ - технология и др.

Особо выделяем ТРИЗ – технологию. Поскольку вопрос «Можно ли научить изобретать» – уже давно решен в отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Мы классифицировали инструменты ТРИЗ по блокам (набору приемов), что позволяет развивать креативность и изобретательность в доступном ребёнку темпе, на интересных и понятных его возрасту темах. В каждый блок входит много приемов.

Блок – ассоциативный (образный ряд), наглядное моделирование и символизация. «На что похоже?» - все виды приемов на предметную идентификацию, использование схем, моделей.

Блок – функциональный. Все виды приемов, направленные на изучение функций объектов, расширение и проектирование новых функций объектов (метод фокальных объектов, метод морфологического анализа).

Блок – логический. Все виды приемов, направленные на установление логических, причинно-следственных связей, разрешение противоречий, системный анализ.

Блок творческий, включающий методы и приемы развития творческого воображения. «Без воображения нет соображения».

Блок – практический - постановки и решения технических задач.

Нужно смело использовать инструменты ТРИЗ. Они рассматриваются как универсальные, способствующие формированию у детей метанавыков, обеспечивающих успех в разных видах деятельности на всех возрастных этапах развития детей.

Мы попытались провести Вас по пути ребенка-творца (от начинающего исследователя до мастера), раскрыть собственное понимание     и хотелось бы спросить  

- У Вас возникли вопросы, которые бы Вам хотелось задать?

Отвечать можно «да» или «нет». Поиграем в ситуационную («детективную») Да-нетку. Узнаем ваши личные мотивы.

- Много?

-Убедились ли Вы в том, что в основе развития технических способностей лежит интерес.

- Согласны ли Вы с тем, что высокий уровень развития мышления ребенка является необходимым условием формирования технических способностей.

- Считаете ли Вы, что созданные условия обеспечивают ребенку опыт удивления, опыт понимания, опыт выбора.

- - Удалось ли Вам проследить систему развития технических способностей детей в соответствии с возрастными периодами развития?

- Столкнулись ли Вы с известными Вам технологиями, методами и приемами, используемыми в развитии творческих и технических способностей детей?

- Открыли ли Вы для себя что-либо новое в развитии технических способностей детей.

- Задайте теперь Вы интересующий Вас вопрос. Возможно, он станет темой нашей последующей встречи.

Часть 2. Лугарева Л.В.

Тема: «Опережающая методическая работа с педагогическим коллективом как важный фактор повышения качества дошкольного инженерного образования» 

(на примере организации методической работы в нашем ДОУ)

Уважаемые коллеги, напомню, что 14 февраля 2013г. на X Красноярском экономическом форуме было подписано Соглашение между КГПУ им. В.П. Астафьева и администрацией ЗАТО Железногорск, закрепляющее совместную деятельность в рамках инновационного кластера.

Разработан проект «Инженерная школа», представляющий собой проект непрерывного образования «детский сад – школа – вуз».

Проект «Инженерная школа» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей на базовой, первой ступени образования – дошкольном образовательном учреждении. Создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее. На выходе должна получиться тесная связка «детский сад – школа - вуз», которая позволит готовить технически грамотных, профессионально заинтересованных специалистов, обладающих компетентностями в соответствии с запросами и перспективами развития рынка труда.

Применительно к выпускнику дошкольного образовательного учреждения речь идет о формировании инициативного, гибкого, самостоятельного, нестандартно мыслящего ребенка, творческого, умеющего работать в команде, проявлять признаки исследовательского поведения, быть конкурентоспособным в высокотехнологичном мире.

Все это потребовало особой организации методической работы.

Коллективом ДОУ принят вектор обеспечения опережающего образования детей дошкольного возраста в области развития творческих и технических способностей.

На сегодняшний день сохраняется высокая активность педагогической команды в проекте «Инженерная школа», достигнуты определенные устойчивые результаты. Руководители проекта заговорили о диффузии (расширении) проекта и возможности реализации задач дошкольного инженерного образования во многих образовательных учреждениях города.

В 2016г. нашему дошкольному учреждению присвоен статус городской базовой площадки, работающей по теме: «Развитие творческой индивидуальности, продуктивного мышления и технических способностей детей дошкольного возраста».

Нам предоставляется возможность поделиться с Вами собственным инновационным опытом. Показать актуальность и практическое значение политехнического образования дошкольников, возможности формирования у детей средствами технического образования положительных мотивов познавательно-исследовательской деятельности, интересов, творческой инициативы и самостоятельности, умений решать адекватные возрасту задачи (то, на что нас ориентирует ФГОС ДО).

Логично будет вспомнить слова К.Д. Ушинского, который говорил о том, что «передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта….». Может быть какие-либо мысли, идеи Вы сочтете для себя полезными. И сможете спроектировать собственные модели профессиональной деятельности, адаптированные к условиям конкретного ДОУ.

Небольшое отступление и уточнимся в понятиях. Нами используется понятие «инженерное мышление» у дошкольников в контексте определения стратегии, задач профориентационной работы и преемственности на всех уровнях образования.

Однако, современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому говоря о дошкольниках целесообразно выделять техническое мышление которое формируется на основе технической деятельности, в процессе технического творчества, как мышление по поводу конструирования; которое рационально, выражается в общедоступной форме как продукт, т.е. продуктивное.

Начнем разговор с базового компонента любой инновационной проектной деятельности - работе с педагогическим коллективом. Кадровый потенциал является основным ресурсом всех инновационных преобразований в ДОУ.

Хотелось бы остановиться на принципиально важном для нас. А именно - в своей методической деятельности мы руководствуемся принципом опережения.

Принцип опережения опирается:

  • на научное сопровождение и прогнозирование (которое мы имеем – научная основа);
  • ориентирует на активное и гибкое использование педагогами новаторских подходов, новых технологий, форм, методов, средств обучения (апробация, внедрение);
  • мобильное обновление содержания деятельности;
  • на своевременную переподготовку специалистов.

Остановимся на методических действиях, обеспечивающих реализацию данного принципа.

Во-первых, вся работа, запланированная по проекту, потребовала, в первую очередь, организации совместного сотрудничества с наукой и рядом социальных партнеров.

Нашему дошкольному учреждению присваивается статус научно-внедренческой площадкой кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева для совместной реализации проекта «Инженерная школа». Нашими социальными партнерами (участниками сетевого взаимодействия) в реализации проекта становятся: КГПУ им. В. П. Астафьева, лицей №102, СЮТ, АО «ИСС», Заключаются договора о сотрудничестве, разрабатываются программы, проекты, планы совместных мероприятий.

Во-вторых, были организованы и продолжаются обязательные курсы повышения квалификации для педагогов ДОУ:

В 2013г. с нашим педагогическим коллективом была реализована программа повышения квалификации с участием ведущих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии по теме: «Современные тенденции дошкольного образования. Сопровождение развития продуктивного мышления и технических способностей детей дошкольного возраста».

В 2016 году коллектив прошел необходимое повышение квалификации по теме: «Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе требований ФГОС ДО». Особое внимание было уделено технологиям индивидуально-личностного развития и обучения детей, технологиям развития креативных способностей детей дошкольного возраста и технологиям профориентационной работы с детьми дошкольного возраста (на примере знакомства с профессиями типа «Человек-техника»). Это: технологии развивающего и проблемного обучения, проектирования, наглядного моделирования, ТРИЗ, системного оператора и др.

Дело в том, что проектировать образовательную деятельность, запускать процесс использования педагогами вариативных методов и приемов для развития технического мышления детей помогает знание и учет современных контекстов сопровождения развития ключевых компетентностей дошкольников в свете реализации ФГОС ДО.

В рамках данных курсов, в модуле «Технологический аспект проблемы формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» были зафиксированы не только ключевые приоритеты в сфере дошкольного образования, но и возможности, и результаты организации технического образования детей дошкольного возраста. Коллективом были сформулированы приоритетные задачи развития в этой области на 2017-2018 г.г.

Сегодня педагоги ДОУ могут демонстрировать соответствие многим компетенциям, обозначенным в профессиональном стандарте педагога, а также являться методическими наставниками по политехническому образованию детей дошкольного возраста по вопросам:

  • научно-обоснованного использования информационных технологий, интерактивного оборудования, компьютерно-игрового комплекса, программно-методического обеспечения (для ноутбуков и планшетов), цифровой лаборатории, образовательных конструкторов (стало возможным при материальной поддержке социальных партнеров в лице ОА «ИСС»).

Например, открытая в 2013г. исследовательская лаборатория, позволяющая педагогам проводить комплексную диагностику потенциальных технических способностей дошкольников по авторской методике П.П. Дьячук (профессора, доктора математических наук КГПУ им. В.П. Астафьева) и включающая обучающую программу развития мыслительных (аналитических) процессов, в этом году пополняется цифровой лабораторией для дошкольников «Наураша.

«Наураша в стране Наурандии» является хорошим началом научно-исследовательской деятельности - помогает маленькому исследователю знакомиться с различными явлениями природы в игровой форме, используя основные каналы восприятия ребенка: аудиальный, визуальный и кинетический.

Лаборатория состоит из 8 комплектов, посвященных разным темам (температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, вкус). В каждом комплекте находится цифровой датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину и набор вспомогательных предметов для измерений.

С учетом требований ФГОС ДО, педагогам представилось возможным создать условия, позволяющие совместить природную способность ребенка быть активным и любопытным с развитием умений познавать, исследовать, экспериментировать, совершать при этом ошибки и самостоятельно находить правильные решения.

Важным элементом является наличие программно - методического материала, что позволяет педагогам качественно осуществлять образовательную деятельность, обеспечивать преемственность между ступенями образования.

Специалисты учебного центра провели ряд мастер-классов для педагогов, продемонстрировав возможности лаборатории.

На наши мастер-классы мы приглашаем Вас в марте, в рамках работы городской базовой площадки. 

Далее, педагоги дошкольного учреждения компетентны в вопросах

  • формирования интереса у детей к технической игрушке, технике, базовых знаний и умений в области робототехники, механики и программирования.

Ни для кого не секрет, что повышение степени умственной и физической работоспособности детей дошкольного возраста тесно связано с познавательными интересами, желаниями, потребностями (впрочем, как и у взрослых). Сначала – познавательный интерес – познавательная активность – познавательная деятельность – результат.

Исходя из этого, приоритетным для педагогов стало превращение жизненного пространства детей в мотивирующее пространство, где обеспечивается формирование устойчивого познавательного интереса к технике, а также мотивация к познанию, исследовательской деятельности и техническому творчеству.

На сегодняшний день в дошкольном образовательном учреждении имеется 38 видов развивающих конструкторов, LEGO - конструкторы, магформерсы (магнитная геометрия для детей). В образовательной среде ДОУ стратегия развития творческих и технических способностей детей реализуется педагогами по следующим направлениям:

1-направление: Организация целенаправленной и систематической работы по применению (названных конструкторов) во всех возрастных группах в рамках базового компонента образовательной программы дошкольного образования. Конструирование проводится по условиям, моделям, схемам, чертежам, образцу, сюжету, замыслу. В систему работы включаются: техническое, художественно-творческое конструирование, архитектурное моделирование как целостная и самодостаточная единица (вид творческого конструирования), компьютерное (планшетное) конструирование.

2-е направление: Расширение и углубление содержания конструкторско-технической деятельности детей старшего и подготовительного возраста в рамках реализации программы технической направленности «Наш звездный дом», реализуемой в части, формируемой участниками образовательных отношений, а также работы кружков: «Юные конструкторы», «Лего-изобретатели».

В этом году мы открыли лабораторию занимательной робототехники с образовательными конструкторами Lego WeDo.

Образовательный конструктор содержит:

  • идею бесконечности – включает столько вариантов конструирования, сколько могут придумать дети и педагог. Не ограничивает воображение;
  • идею усложнения – обеспечивается составляющими элементами (деталями) конструктора, которые делают конструирование разнообразным и, в перспективе, сложным.
  • смысловую нагрузку, выражающуюся в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей и объектов реальности из деталей конструктора.

«Дидактические возможности» робототехники: пропедевтика инженерного образования (подготовка, введение), знакомство с основами механики, умения и навыки начального моделирования и конструирования, первый опыт программного управления, умения работать в команде, навыки презентации творческого продукта в трех проекциях.

Специалистами учебного центра для педагогов ДОУ проведен обучающий семинар. Ими оказались наши выпускники и, в дальнейшем, и выпускники КГПУ. Мы готовили и продолжаем готовить грамотных специалистов.

Нашими педагогами профессионально решаются вопросы

  • организации и формирования вовлеченности детей в процесс технического творчества.
  • и направленной работы с родителями по организации совместной деятельности.

Так, есть опыт организации:

  • тематических квест-экскурсий «Тайна Семидесятой планеты»; «Мы идем на Технодром»;
  • интегрированных миксов: «Богатыри», «До чего дошел прогресс»;
  • флешмобов: «Машины всякие нужны», «Нано-праздник»;
  • проектной деятельности «От кареты до ракеты», «Цвет нации», «Научная рота» с последующей презентацией детьми своих результатов на уровне ДОУ и муниципальной научно-практической конференции;
  • выездного детско-родительского клуба технической направленности «Мастера»;
  • 3D – фестивалей детско-родительского творчества «Космические города», «Дом, где живут талисманы», «Российские спортивные объекты будущего»;
  • конкурсов, выставок, викторин технического творчества Всероссийского, регионального и муниципального уровней. Создана база данных победителей, призеров, участников указанных мероприятий (в том числе дистанционных).

Подробно познакомиться с нашей инновационной деятельностью вы сможете на последующих наших встречах.

Обращаю Ваше внимание на важную закономерность: формирование ключевых компетентностей и личностных качеств детей дошкольного возраста происходит в «эволюционной цепочке»: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я – творец, что соответствует общим закономерностям развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте и особенностям становления и развития детских видов деятельности.

Маленькие дети – маленькие исследователи.

Задача коллектива ДОУ состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка привить ребёнку радость творческих открытий.

Отметим, что принципиально важным в этой работе для педагогов и родителей становится осознание и восприятие КАЖДОГО ребенка как особого, обладающего индивидуальностью, яркими проявлениями собственных возможностей и способностей.

Формированию данной способности педагогов и родителей уделяется особое внимание на практических семинарах, круглых столах, тренингах с коллективом 

Остановимся на примере практической работы с педагогическим коллективом по проектированию образовательных событий для детей. 

ЧАСТЬ 3. Груздева О.В.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 326 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.