Результаты инновационной деятельности в рамках реализации проекта «Инженерная школа»

С 2013г. наше дошкольное учреждение является участником проекта «Инженерная школа». Это проект непрерывного образования «Детский сад – школа – вуз».

Дошкольное учреждение было выбрано в качестве научно-внедренческой площадки кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева.

Основная цель совместной деятельности – обеспечение развития базовых компетентностей (познавательных, интеллектуальных, коммуникативных, автостратегических) и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию продуктивного мышления, творческих и технических способностей детей.

За период времени (с 2013г. по 2017г.) в своей практико-исследовательской деятельности по проекту мы прошли несколько этапов.

Подготовительный этап (2013г.-2014г.), включающий определение целей, задач, направлений деятельности, ресурсных возможностей, создание программных документов.

Этот период мы прошли успешно (набрали «теоретическую массу»):
  • разработана программа технической направленности «Наш звездный дом»;
  • создан ВНИК, занимающийся вопросами систематизации имеющихся представлений, выбора оптимальных форм и методов работы с учетом возрастной адекватности;
  • апробированы предложенные КГПУ компьютерно - диагностические комплексы (программы) для детей и педагогов;
  • реализованы программы повышения квалификации на базе КГПУ, через внутреннюю систему повышения квалификации (постоянно действующий семинар, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, конкурсы, самообразование);
  • начаты реновационные действия (обновление) в развивающей предметно-пространственной среде.

Будучи уверенными в своих идеях, их востребованности, практической значимости мы перешли к следующему этапу - организационно-исполнительскому (практическому) (2014г.-2016г.).

В дошкольном учреждении создана современная образовательная среда (в совокупности пространственно-предметного, социального и технологического компонентов) и достигнуты определенные образовательные результаты в этом направлении деятельности:

Что было сделано и какие  практики формирования инициативы и самостоятельности дошкольников средствами технического образования можно считать успешными.

  • Программа «Наш звездный дом» скорректирована путем расширения и углубления содержания экспериментальной, познавательно-исследовательской и конструкторско-технической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработана и освоена педагогами модель (система) сопровождения развития продуктивного мышления и технических способностей детей разного дошкольного возраста, включающая:
- задачи технического образования адекватные возрасту младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- ведущие психические процессы, задействованные в развитии технических способностей дошкольников на каждом возрастном этапе;
- ведущие виды деятельности в развитии технических способностей детей разного дошкольного возраста;
- эффективные технологии, методы и приемы развития продуктивного мышления и технических способностей для каждой возрастной группы.
  • Введен технический день во всех возрастных группах (еженедельно, каждая пятница - технопятница). Это позволяет последовательно и непрерывно проектировать и реализовывать образовательные события по развитию творческого мышления и технических способностей детей посредством игровой деятельности с привлечением специалистов и родителей. Результаты деятельности в рамках такой формы работы находят отражение в разнообразных продуктах детского и детско-родительского технического творчества.
  • Активно и гибко реализуются технологии, вариативные методы и приемы развития технического мышления детей. Это: технологии развивающего и проблемного обучения, проектирования, наглядного моделирования, ТРИЗ, системного оператора и др.
  • Созданы условия, позволяющие детям углубленно заниматься конструкторско-технической деятельностью в рамках реализации обязательной части основной образовательной программы, а также через организацию кружковых форм работы: «Лего-изобретатели», «Юные программисты».
  • Успешно идет процесс вовлечения родителей, специалистов смежных организаций, педагогов ДОУ и детей в совместную деятельность по развитию творческого мышления и технических способностей в рамках
- тематических квест-экскурсий; 
- интегрированных миксов;
- флешмобов;
- выездного детско-родительского клуба технической направленности «Школа успешных родителей»;
- 3D – фестивалей детско-родительского творчества;
- конкурсов, выставок, викторин технического творчества Всероссийского, регионального и муниципального уровней.

Создана база данных победителей, призеров, участников указанных мероприятий (в том числе дистанционных).

  • Созданы видеофильмы: «Мы из будущего», «Одаренность ищем в детстве», «Мы – будущее», «Давайте изобретать вместе» - о ресурсах дошкольного учреждения в развитии творческих и технических способностей дошкольников (презентационное значение и значение саморефлексии).
  • Создана электронная копилка программно-методических материалов, методических рекомендаций для педагогов и родителей сообразительного, творческого ребенка.
  • К значимым результатам этого этапа деятельности дошкольного учреждения можно отнести укрепление сетевого партнерства, которое значительно расширяет возможности педагогов в приобщении детей к занятиям техническим творчеством (КГПУ им. В.П. Астафьева, АО «ИСС»).
  • Опыт нашей деятельности нашел отражение в сборниках, статьях по материалам научно-практических конференций.
  • В 2016г. ДОУ присвоен статус городской базовой площадки. Для педагогического сообщества города проведены: один обучающий и 2 интерактивных семинара, раскрывающие возможности формирования у детей средствами технического образования мотивов познавательно-исследовательской деятельности, интересов, творческой инициативы и самостоятельности, умений решать адекватные возрасту задачи.
  • И сегодня педагоги ДОУ могут демонстрировать соответствие многим компетенциям, обозначенным в профессиональном стандарте педагога, а также являться методическими наставниками по техническому образованию детей дошкольного возраста по вопросам:
- научно-обоснованного оформления развивающей предметно-пространственной среды. «Среда – третий воспитатель после родителей и педагогов».
- научно-обоснованного использования информационных технологий, интерактивного оборудования, компьютерно-игрового комплекса:
- цифровой лаборатории для дошкольников «Наураша в стране Наурандии», состоящей из 8 тематических модулей, являющейся хорошим началом научно-исследовательской деятельности дошкольников;
- образовательных конструкторов Lego WeDo (проводной) и Lego WeDo 2.0 (беспроводной) – позволяющие формировать у ребенка умения и навыки начального моделирования и конструирования, первый опыт программного управления, умения работать в команде.
  • Педагоги дошкольного учреждения компетентны в вопросах формирования интереса у детей к технической игрушке, технике, базовых технических умений и навыков:
- «Бизиборд – азбука технической грамотности» - достойная альтернатива суперигрушкам.

В настоящее время находимся в Стабилизационном периоде (с 2017г.-2019г.).

Руководители проекта заговорили о диффузии (расширении) проекта и возможности реализации задач дошкольного технического образования во многих образовательных учреждениях города.

Мы готовы к распространению собственного опыта на городском, региональном, федеральном уровнях (международный конкурс, направление – Инженерия).

Несколько слов о перспективах:

  • Нацелены продолжать процесс непрерывного профессионального развития педагогов (через систему внешнего (участие в конференциях, профессиональных конкурсах, грантовых проектах) и внутреннего повышения квалификации).
  • Повышать уровень педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах технического развития дошкольников через практико-ориентированные формы работы.
  • Модернизировать (обновлять с учетом современных требований) РППС, поскольку воплощение идей технического изобретательства требует наличия современных интерактивных и технических средств, механизмов, приборов, аппаратуры, конструкторов нового поколения, современных информационных технологий и т.д., через кооперацию с сетевыми партнерами.

Результаты совместной инновационной деятельности по реализации проекта «Инженерная школа» 2013-2014 гг.

  • На базе ДОУ проведены курсы повышения квалификации по теме: «Современные тенденции дошкольного образования. Сопровождение развития продуктивного мышления и технических способностей детей дошкольного возраста», апрель-май 2013г.
  • Реализована диагностическая компьютеризированная программа «Оценка потенциальных возможностей, способностей и профессиональных компетенций педагогов в области сопровождения развития продуктивного мышления и технических способностей детей», май 2013г.
  • Реализована диагностическая компьютеризированная программа (под руководством доктора физико-математических наук, профессора П.П. Дьячук) «Оценка  потенциальных возможностей, способностей ребенка в технической деятельности», май 2014г.
  • Совместно с преподавателями Университета разработано содержание образовательного технологического модуля для педагогов «Развитие способностей детей в политехнической деятельности» (в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования), июнь 2014г.
  • ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнева» осуществляет материально-техническое сопровождение инновационной деятельности ДОУ: приобретено и установлено интерактивное оборудование, компьютерно-игровой комплекс, программно-методическое обеспечение (для ноутбуков и планшетов), комплекты развивающих и обучающих игр, игрушки нового поколения, сентябрь 2013г.
  • Успешно реализуется разработанная при сотрудничестве с ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнева» долгосрочная инновационная программа «Наш звездный дом», призванная  решать задачи развития творческих и технических способностей через приобщение детей к деятельности космического предприятия и космической отрасли в целом.
  • Организовано участие детей и их родителей в конкурсах, фестивалях, выставках, викторинах технического творчества Всероссийского, регионального и муниципального уровней. Создана база данных победителей, призеров, участников указанных  мероприятий (в том числе дистанционных).
  • Заключены договоры о сотрудничестве с МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева», МОУ ДОД СЮТ с целью расширения возможностей приобщения детей к занятиям техническим творчеством, март 2014г.
  • Созданы и представлены городскому педагогическому сообществу и родительской общественности видеофильмы: «Мы из будущего», «Одаренность ищем в детстве» о ресурсах ДОУ в развитии творческих и технических способностей дошкольников.
  • Презентация опыта инновационной деятельности педагогов ДОУ в рамках краевых и Всероссийских научных конференций, форумов, семинаров на базе КГПУ:

1. XV Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, психологов «Развитие способностей ребенка: теория, практика, перспективы». Педагоги ДОУ (Благинина В.М., Сомова О.Н., Лугарева Л.В., Яковлева Л.И.) представили выступления-презентации по теме конференции, провели мастер-класс «Развитие речевых творческих способностей детей средствами музыкально-ритмической деятельности». Опубликованы статьи в сборнике по материалам данной конференции, февраль 2013г.

2. VII научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста» на базе филиала КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске. Педагоги ДОУ (Благинина В.М., Клепикова Н.В.) представили выступление-презентацию  по теме: «Предметно-развивающая среда как средство формирования продуктивного мышления и технических способностей детей», май 2013г.

3. Интерактивный семинар «Развитие творческой индивидуальности дошкольников» в рамках II Международного форума КГПУ «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Педагоги ДОУ Лугарева Л.В., Благинина В.М., Сомова О.Н. представили слайд-презентацию и видеофильм «Мы из будущего» о ресурсах МКДОУ №70 «Дюймовочка» в развитии творческой и технической одаренности дошкольников, ноябрь, 2013г.

4. В рамках работы III инновационного форума «РОБОТОТЕХ 2013» при сотрудничестве с  КГПУ им. В.П. Астафьева педагогами ДОУ:

- была организована выставка работ совместного творчества детей и родителей «Мой робот самый, самый». Было представлено 56 работ;

- организована работа площадки «Исследование творческого потенциала технической направленности», на которой дети смогли пройти цикл тестов и узнать свой уровень технической одарённости, проводила воспитатель ДОУ  Благинина В.М.,

- оформлена выставка технических игрушек - оригами и проведен мастер-класс с детьми и их родителями по их изготовлению, воспитатель ДОУ Осколкова Е.С.,

- на площадке «Дошкольный Роботех» воспитателями ДОУ осуществлялась практическая деятельность с детьми разного дошкольного возраста и их родителями по техническому конструированию. Использовались конструкторы: «Лего», «Магформерс», «Радужная мозаика», «Пирамида достижений», «Фантазёр», «Изобретатель», «Звёздный», «Медвежонок». Конструкции собирались  по предложенным схемам и творческим задумкам детей, ноябрь 2013г.

- ХХI Всероссийская конференция «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения» на базе КПГУ им. В.П. Астафьева. Участники дискуссионной площадки по теме: «Проектирование содержания образования в пространстве Инновационного кластера г. Железногорска»: заведующий Корнищева Е.А. «Содержание, результаты и перспективы проектной инновационной деятельности в области дошкольного инженерного образования»; зам. заведующего Лугарева Л.В. «Сетевое взаимодействие участников Инновационного кластера в г. Железногорске», апрель 2014г.
  • Открыт Хобби-клуб «Архитектурное моделирование» (художественно-творческое преобразование объектов окружающей среды), сотворчество педагогов, детей, родителей под руководством педагога-психолога ДОУ Яковлевой Л.И.
  • На базе ДОУ оформлен музей занимательной науки – «Музей воздуха».

Возможно:

  • Открытие лаборатории развития продуктивного мышления и технических способностей дошкольников (на базе КГПУ и ДОУ).
  • Занятия в мини лабораториях по легоконструированию и робототехнике (с участием педагогов МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева» и специалистов МОУ ДОД СЮТ).
  • Разработка комплекса развивающих занятий по Робототехнике по системе «Детский сад-школа».
  • Публикация методических рекомендаций для родителей сообразительного, способного, креативного ребенка.

 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 155 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.