Яковлева Л.И., педагог-психолог
МКДОУ № 70 " Дюймовочка" г. Железногорск
Актуальность: Мы и наши дети живем в городе, в котором космическая тематика естественным образом вплетена в реальность жизни, как взрослых, так и детей. ОАО " ИСС" - космическая фирма - одно из градообразующих предприятий города, на котором трудятся родители многих наших воспитанников. И дети не понаслышке знают, что такое летательные аппараты, какие спутники обеспечивают нашу сотовую связь и телепередачи. Некоторые дети даже знают (конечно, не во всех подробностях) устройство и принцип работы этих аппаратов, т.к. интересы творческих и талантливых родителей не ограничиваются только стенами родного производства. Дома, в кругу семьи " космическая тема" продолжает звучать не менее актуально и интересно.
И ребенок естественным образом впитывает этот настрой родителей, их заинтересованность, вовлеченность в любимое дело и старается быть похожим на них. Нам остается только поддерживать этот интерес, развивать его дальше, обогащая личностный опыт ребенка новыми впечатлениями и обучая его нестандартным техникам отображения этих впечатлений.
Ребенок, достаточно свободно владеющий своим творческим потенциалом, всегда будет успешен в жизни. Ведь творчество дает возможность удовлетворить высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.
Процесс создания нового продукта с использованием нестандартных техник и их сочетанием всегда очень эмоционально насыщен и окрашен. Это и привлекает к нему ребенка, развивая у него потребность в творчестве, удовлетворяя его любознательность и делая его открытым для нового и непознанного.
Цель Проекта: отображение знаний детей о Космосе в создании художественно - творческого продукта - рукописной книги.
Задачи:
- обогащение личностного опыта ребенка возможностью освоения новой художественно - творческой техникой - скраббукинг;
- создание условий для эффективного развития мышления, восприятия, воображения, речи, как необходимой базы креативности;
- создание условий для возникновения состояний уравновешенности, собранности, сосредоточенности, внешнего спокойствия и интенсивной внутренней работы, сопровождающих креативное поведение;
- создание системы эффективных мероприятий, направленных на нравственное развитие воспитанников (заботливость, внимательность к окружающим, умение чувствовать их интересы и считаться с ними).
Участники проекта: дети 6-7 лет (15 человек), родители, педагоги группы.
Сроки реализации Проекта: кратковременный.
Предполагаемый результат: овладение детьми нестандартным способом подачи известного материала, умение создавать необычный образ через комбинирование разных деталей и изменение характеристик знакомых объектов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ |
Этапы |
Сроки |
Содержание |
1. |
Организационный |
Октябрь2012г. |
1.Выявить знания детей о Космосе (исп. беседы, продуктивную деятельность детей, анкетирование родителей, творческие игры детей). 2. Подобрать необходимый литературный материал для рукописной книги ( стихи, рассказы, сказки, загадки о Космосе). 3. Подготовить собственный творческий литературный материал для книги. 4.Провести консультацию с воспитателями группы по реализации Проекта и их участию в нем. 5. Подготовить анкету для родителей по развитию художественно-творческих и креативных способностей детей в условиях семьи. 6. Проработать теоретический материал по технике " скраббукинг". 7. Составить примерную тематику рукописных книг о Космосе с применением техники "скраббукинг". 8. Подбор необходимого оборудования и материалов для практической реализации Проекта. 9. Подбор методической, справочно-энциклопедической и художественной литературы по тематике Проекта. |
2. |
Диагностический |
Первичная диагностика октябрь 2012г. Повторная диагностика февраль 2013г. |
1. Диагностика воображения. Методики: " Придумай рассказ", "Где чье место?" 2.Диагностика объема внимания. Методика " Запомни и расставь точки". 3. Диагностика переключения и распределения внимания. Методика " Проставь значки". 4. Диагностика восприятия. Методика " Чего не хватает на этих рисунках?". 5. Диагностика мышления. Методика " Классификация картинок по функциональному назначению". |
3. |
Реализация Проекта |
октябрь - декабрь 2012г. |
1. Игры на развитие творческих способностей детей: " Придумай планету машин", " Какой дом можно построить в Космосе", "Оживи планету", " Что будет, если не станет Солнца (Луны)", " Как сварить суп в Космосе" и др. 2. Упражнения на развитие ассоциативности, диалектичности и системности мышления: -человек и инопланетянин. Что у них общего и что разное? -представь, что ты инопланетянин. Как ты будешь общаться с жителем Земли? -придумай и нарисуй планету, на которой живут насекомые (животные), не существующие на Земле; -представь, что при помощи волшебства ты можешь превратиться в космический аппарат или фантастическое животное. Какой вариант ты предпочитаешь и почему? - представь себе, что у тебя нет ракеты, а тебе надо попасть на другую планету. Как ты это сделаешь? 3. Использование Интернет-ресурсов. Показ детям примеров изготовления книг, открыток в технике " скраббукинг". Обсуждение используемых материалов и их сочетаний. 4. Выполнение детьми предварительных эскизов будущих книг. 5. Изготовление книг в технике "скраббукинга": " Звездные имена", " Планета машин", " Космические дома", " Открытка от инопланетян", "Книга о вкусной и здоровой пище для будущих космонавтов", "Планеты несуществующих животных", " Космические аппараты будущего", " Большая книга созвездий", " Планета Земля - наш маленький дом", " Звездные сказки" (4 книги), " Сказка о красной планете", " Сказка о фиолетовой планете", " Сказка о желтой планете", " Космические пришельцы", " Космические города". |
4. |
Презентация результатов |
Январь-февраль 2013г. |
Авторская выставка рукописных книг в технике скраббукинга " Космос - наш дом большой" в "Галерее талантов" Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Железногорска. |
Приложение
Диагностика мышления. Методика «Классификация картинок по функциональному назначению» |
Диагностика восприятия. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» |
|||||||||
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
|||||
Диагностика внимания. Методика "Проставь значки" |
Диагностика объема внимания. Методика "Запомни и расставь точки" |
|||||||||
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
Диагностика воображения. Методика "Придумай рассказ" |
Диагностика воображения. Методика "Где чье место?" |
||||||
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|
Имя
|
Первичная
|
Повторная
|