Здоровье - не все, но все без здоровья ничто. Сократ
Психолого-педагогическое обоснование проекта
Издревле считается, что именно здоровье нации является своего рода " визитной карточкой" государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума - критерием личной ответственности и самопознания.
Современное состояние общества, возрастающая "технологичность" жизни и одновременно падающая стрессоустойчивость предъявляют все новые, более высокие требования к ребенку и его здоровью.
По словам академика Д.С.Лихачева: "Мы не выживем физически, если погибнем духовно". И здесь на первое место выдвигается потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако восприятие Человека в человеке возможно только в том случае, если осознанна необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить (трансформировать) в нечто более совершенное, как физическое, так и психическое. Если взрослый (педагог, родитель) стремится к усовершенствованию себя, то, подражая ему, к этому будет стремиться и ребенок. В процессе такой совместной работы происходит освобождение от старых стереотипов, расширяется способность восприятия нового, развивается и углубляется мышление, пробуждаются забытые связи с окружающим миром, происходит осознанная ориентация на самоусовершенствование, а значит и на нравственный идеал.
Поэтому так важно с ранних лет ориентировать малыша на познание самого себя, своего мировосприятия, отношения к самому себе, окружающим людям, к природе, к культуре общества.
Данный проект долговременный и рассчитан на 5 лет.
Цель проекта:
Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
Задачи (младший возраст):
- Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.
- Создание санитарно-гигиенических условий для формирования у детей гигиенических навыков.
- Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие знаний о человеке через игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры).
- Формировать умение устанавливать связь между органами тела человека, их назначением.
- Способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи (средний и старший возраст):
- Продолжать формировать потребность в здоровом образе жизни.
- Обеспечивать физическое и психическое саморазвитие детей.
- Расширять позиции признания ценности здоровья.
- Продолжать воспитывать в детях чувство самоуважения.
- Закреплять знания детей о культурно-гигиенических навыках, культуре поведения.
- Помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость; дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний.
- Развивать способности решать проблемы и преодолевать неудачи.
- Научить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что уже умеет делать.
- Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования ("Я есть!").
Объекты исследования:
- Я и мой организм.
- Что помогает быть здоровым.
- Что опасно для нашего здоровья.
Ожидаемый результат
- Увлечение детей и взрослых физической культурой.
- Нормализация и улучшение детского здоровья.
- Интересное познавательное общение.
- Доброжелательные отношения в коллективе.
Подготовительный этап
- Написание проекта.
- Подбор методического материала по валеологическому воспитанию.
- Подбор иллюстраций: картины художников, отражающие нравственный аспект поведения человека, здоровый образ жизни.
- Создание схем-карточек для самостоятельного проведения детьми упражнений на расслабление мышц спины, глаз, проведения тонизирующих гимнастик.
- подбор литературы для детей (сказки, рассказы, стихи, загадки, головоломки, древнегреческие и русские мифы и сказания о героях и богатырях).
- Подбор различных комплексов гимнастик, упражнений и подвижных игр.