Может ли образование и, в частности, дошкольное стать открытой государственно - общественной системой? Если да, то в чем должна заключаться эта открытость? Как в реальных условиях воспитательно - образовательного процесса осуществить эту открытость?

Для нас, разработчиков этого проекта такая открытость предполагает, прежде всего, взаимодействие с социумом, осваивая который  дошкольное учреждение может успешно решать задачи социализации развивающейся личности ребенка, овладения им целым рядом специфических компетентностей, столь  необходимых ему в условиях современного общества.

Как профессионально " вывести" ребенка за стандартный круг общения " сверстник - родитель - педагог"? Как соблюсти принцип " не навреди", бережно и вместе с тем активно  вводя ребенка в мир людей, с которым ему вскоре предстоит встретиться, зачастую самостоятельно выбирая стиль общения? Как научить его стать инициатором взаимодействия, проявляя лучшие качества социально развитой личности - искренность, открытость, доброжелательность, бескорыстие?

Направленность на людей, выраженность социального интереса, нравственная одаренность  (Н.С.Лейтес) - вряд ли можно переоценить эти способности у сегодняшнего ребенка, будущего активного члена общества.

Проект " Маленькие и большие" - это попытка не только вывести жизнь ребенка в детском саду за рамки пресловутой " педагогизации", toptd width= td width=347но и привлечь внимание более широкого сообщества людей (социума) к тому, что происходит за закрытыми дверями дошкольного учреждения.

Проблема.

До недавнего времени круг общения и взаимодействия ребенка  в детском саду с социумом был достаточно ограничен. В лучшем случае педагоги могли создавать социальные ситуации развития, используя детские библиотеки, музеи, кинотеатры, т.е. учреждения, в которых круг  людей достаточно постоянен и с которыми дети могли при неоднократном контакте, так или иначе, устанавливать определенные стили общения.

Но в современных быстро меняющихся пространственно- временных и партнерских связях умение владеть уже наработанными способами коммуникации явно недостаточно. Иная структура социально - трудовых отношений, иные законы, способы бытия выводят ребенка за узкие рамки " тепличности" дошкольного учреждения.

Проблема непосредственного живого общения, наполненного открытостью, верой в добро, жизнелюбием и уверенностью в своих силах - то, что невозможно дать ребенку " теоретически", только беседами и указаниями. Здесь необходим живой носитель (не только педагог, родитель, близкие родственники, сверстник) - любой человек, с которым контактирует ребенок в ходе реализации проекта.

Зачастую современные дети видят другие примеры. " Бери от жизни все" - девиз жизни многих людей (зачастую и родителей), столь открыто и навязчиво пропагандируемый с экранов телевизоров. Так мы, взрослые, передаем свой " опыт" детям, не отдавая себе отчета в том, что они вернут нам  "долги" сполна - безнравственностью, жестокостью, равнодушием и  безответственностью.

Техническое обеспечение современной семьи (компьютер, телевизор, сотовый телефон) зачастую подменяет собой тот интерес к " другому", тот  вкус, который можно получить только в искреннем и заинтересованном общении, в желании  сделать что-то для " другого"  Беседа, рассматривание иллюстраций, опыт, вывод, игра Как аист, как лягушка просто так, бескорыстно и безвозмездно.

Мы становимся заложниками  собственного " благополучия", приводящего к одиночеству и потери человечности. Если тот, " другой" не интересен нам, взрослым (родителям, педагогам, обществу в целом), если я не могу ничего получить от него - зачем я буду замечать его существование вообще? Потом о нас также забудут собственные дети.  В лучшем случае, даже находясь рядом, мы будем далеко друг от друга.

Существующий до сих пор перекос в организации дошкольного образования в сторону  интеллектуально-познавательного компонента личности ребенка не дает возможности полноценного общения детей и взрослых на партнерских началах. Социально-эмоциональная и социально - личностная составляющие ребенка становятся заложниками системы.

" Золотая середина", на наш взгляд, может быть достигнута следующими моментами:

-развитием устойчивого желания педагога принять ребенка как партнера по образовательному процессу;

-появление такого желания возможно только в общении с тем, у кого оно уже проявилось и достаточно устойчиво.

Цель проекта:

Формирование коммуникативной компетентности и социальной креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-развивать ситуативную адаптивность и достаточно свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения; умение быстро  и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях: овладение эффективной техникой общения:

- формировать готовность воспринимать новое во внешней среде;

- осознавать свои чувства и психологические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;

- создавать благоприятные условия для проявления творческих способностей детей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации;

- способствовать развитию базовых способностей детей (сенсомоторных, мотивационных, операциональных).

Ожидаемый результат:

- повышение социальной компетентности дошкольников;

- сформированность коммуникативных навыков (дети готовы к новым формам общения);

- сформированность связной речи;

- получение опыта творческого общения в процессе сотрудничества с другими детьми и взрослыми;

- владение способами установления эмоционального контакта с незнакомыми людьми, умение отвечать адекватными чувствами на эмоциональное состояние окружающих людей, проявляя такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения;

- сформированность общественных мотивов поведения - желание сделать что-то для других людей;

- произвольно управляемое внешнее поведение.

Содержание проекта:

- накопление информации по вопросам детской компетентности у детей старшего дошкольного возраста;

- создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребенку, среды (самообразование педагогов и специальные обучающие тренинги);

-обогащение предметной среды активизирующим изобразительным материалом и творческими работами педагогов и родителей в различных техниках;

- организация и проведение творческой деятельности детей (обучение различным техникам декоративно-прикладного и изобразительного искусства);

- создание фотоальбома " Маленькие и большие";

- пропаганда идей проекта в СМИ  города;

- ознакомление детей с особенностями проведения календарно-обрядовых праздников на Руси ( с привлечением фольклорного коллектива " Красная горка" лицея № 103 " Гармония");

- проведение диагностического обследования " Формирование коммуникативной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста" (подбор методик, изучение полученных данных, проведение коррекционно - развивающих занятий по результатам обследования);

- специально организованные виды деятельности (психологические игры, упражнения, этюды) по формированию коммуникативной компетентности детей.

План реализации проекта:

  • создание "Паспорта коммуникативной компетентности" ребенка (вручается на выпускном вечере);
  • подбор и проведение игр коммуникативной направленности: " Угадай, что изменилось в выражении лица", " Разведчик", " Пингвины", " Мост дружбы", " Приятные слова", " Чемодан",  "Комплименты", этюд " Тарелка с водой", " Я тебя понимаю", " Спасибо. Пожалуйста!",упр.  "Золотой ключик", " Ладонь, полная солнца", " Я посылаю любовь", " Передай чувство",  "Мысленное письмо".
  • художественно-творческая деятельность детей (работы в различных техниках и их сочетаниях):
  • 1 ноября - День пожилого человека (" Цветок из конфет");
  • 25 ноября - День Матери (" Сердечко" - бумагопластика);
  • Новый год (трехмерная снежинка - квиллинг);
  • Рождество (тряпичная кукла  " Ангел");
  • 23 февраля   (открытка - скрапбукинг);
  • 8 марта (тряпичная кукла " Мать и дитя");
  • Масленица - (тряпичная кукла " Весновка");
  • Пасха (" Курочка с яйцом " смешанная техника);
  • 9 мая - (голуби - оригами);
  • Троица (кукла "Кукушка").

Темы предлагаемых поделок могут быть изменены. Воспитатель обговаривает их с детьми и ребенок вправе выбрать способ изготовления поделки, может внести в нее свое творческое видение. Главное, чтобы поделка отражала основную идею праздника.

Отработка заявленных в проекте детских компетентностей происходит во время проведения  различных образовательных областей и игровой деятельности, а также во время индивидуальной коррекционно - развивающей работы со специалистом - психологом.

Реализация готового продукта детского творчества ( поделки, рисунки)  проходит в ближайшем к ДОУ  социальном окружении - у магазина " Балтийский". Дети реализовывают полученные знания и умения в контактах с незнакомыми людьми в реальной практической ситуации, нарабатывая навык коммуникативной компетентности. Предметом  взаимодействия и общения является соответствующий праздник и подарок (поделка или рисунок).

" Для чего я рисую лес, речку, любимые цветы? Или большую машину, мчащуюся по дороге? Леплю затейливые завитки, выкладывая из них чудо-орнамент? конечно, чтобы показать маме и папе, получить от них одобрение и поддержку. А по большому счету, чтобы научиться творить, преобразовывать мир в Красоте.

Но есть и другая сторона. Ведь этот мир не только сам ребенок, его родные и близкие. Это и другие люди, природа, вся Вселенная. Сделать что-то для другого, кого ты совсем не знаешь, просто так, " бескорыстно и безвозмездно" как говорила Сова в мультике про Вини - Пуха, требует едва ли не больших душевных сил, чем порадовать маму, папу, бабушку или дедушку своим творением.

Как подойти к незнакомому человеку, что сказать, как вручить подарок - все это надо сделать самому. Уважение, смелость, доброжелательность взращиваются здесь как нельзя лучше. Ведь есть реальная ситуация и нужно действовать, быстро сориентироваться, что называется, на ходу. Чуть прозевал и человек прошел мимо. Встреча не состоялась. Зато так приятно видеть улыбки и радостные глаза людей. И хоть многие  из них стараются отблагодарить ребятишек: кто конфеткой, шоколадкой, а то и мелочью ( и такое бывало!), мы учим  наших воспитанников: " Мы хорошие за так, а не за конфету".

Привлечение родителей к реализации проекта происходит в совместной деятельности ребенка и родителя в кругу семьи: " Поздравь соседей" - ребенок дома с родителями изготавливает поделку, используя знания, полученные в детском саду, и дарит ее соседям.

Диагностическое обследование детей на предмет формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста проводит специалист - психолог  (2 раза в год).

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 138 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.