Игра " Разведчики".
Цель: развитие организаторских способностей, умения согласовывать свои действия и подчинять себя общему плану игры; утверждение своего " Я".
Выбирается "разведчик" и " командир". Остальные дети - " отряд". В комнате хаотично расставлены стулья. " Разведчик" проходит между ними с разных сторон. " Командир" должен провести " отряд" по тому же безопасному пути, который обнаружил " разведчик". Затем дети меняются ролями.
Этюд " Тарелка с водой".
Цель: развитие взаимопонимания, способности к согласованности действий; преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения.
Группа, молча с закрытыми глазами, передает друг другу тарелку с водой. В результате при такой передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т.п.
Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают " отчет" о наблюдениях.
Игра " Пингвины".
Цель: снятие напряжения, развитие эмпатических способностей.
Дети изображают пингвинов на холодном острове. Самое теплое место - в его центре. Все двигаются к нему, чтобы согреться. Желательно, чтобы каждый " пингвин" побывал там. Иначе он " погибнет" и " стая" становится меньше. Обсуждается, что почувствовал " пингвин", когда его не пропускали, отталкивали и наоборот.
Игра " Я тебя понимаю".
Цель: содействовать развитию понимания других людей и самих себя.
Ребенок садится на стул в центре круга и рассказывает какой-либо случай, который с ним произошел. Остальным нужно догадаться, какое он при этом испытывал чувство. Потом дети по очереди подходят к нему и, глядя ему в глаза, произносят: " Я тебя понимаю, ты чувствовал..." (например: " Я тебя понимаю, ты чувствовал страх").
Упражнение " Спасибо. Пожалуйста!"
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Взрослый рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова " спасибо" и " пожалуйста". Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит " спасибо", мысленно посылая свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать " пожалуйста", после этого он выбирает ребенка, которому он может сказать " спасибо" и т.д.
Упражнение " Ладонь, полная солнца".
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Взрослый заранее готовит плакат - на большом листе ватмана рисует солнце. Дети по очереди или все вместе кладут на бумагу свои ладошки так, чтобы пальцы касались солнца. Затем обводят их и после этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку так, чтобы она была красивой. Когда коллективный рисунок будет готов, ведущий просит детей представить себе, какие ценности будут находиться в этих ладонях, наполненных солнцем. Это могут быть дружба. смех, любовь и т.д.
Упражнение" Золотой ключик"
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Звучит медленная музыка. Взрослый просит детей закрыть глаза и положить правую руку на область сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит их представить, что в сердце каждого ребенка есть дверка, через которую можно получать или посылать любовь. А ключик от этой дверки - в руках самих детей. Чтобы повернуть ключи и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускаются любовь и солнечный свет. А когда человек выдыхает, он посылает кому-нибудь свою любовь. Ее можно посылать разным людям: папе, маме, друзьям, просто тому, кого ты даже еще не знаешь. Далее взрослый предлагает детям попробовать увидеть солнечный свет в сердцах тех людей, кому они отправили свою любовь и, если захочется, улыбнуться при этом.
По данным мониторинга промежуточных результатов выявляются дети, имеющие отрицательную нравственную направленность личности. С такими детьми организуется и проводится специальная коррекционно - развивающая работа.
Пример.
Индивидуальная карта.
Имя, фамилия ребенка: Данил К.
Дата рождения: 17.06.2005г.
Направления коррекционно - развивающей работы.
В общении с окружающими Данил застенчивый. Уровень коммуникативной компетентности (по результатам диагностического обследования) низкий. Практически не проявляет инициативы, коммуникативной активности в общении; испытывает трудности в диалоговом общении (не может начать разговор, продолжить обсуждение уже начатой кем-то темы). Наблюдается слабое владение невербальными средствами общения. Проявляет скупость характеристики своих эмоциональных состояний (" не знаю", " нет"). Чаще всего предпочитает играть один. Если и наблюдается взаимодействие со сверстниками, то очень кратковременное. Предпочитает игру с машинками (может построить гараж, дорогу, заправочную станцию, дополнить постройку вспомогательными предметами). Неохотно допускает сверстников в свою игру. Проявляет интерес к складыванию пазлов.
Направление работы |
Содержание |
Формирование позитивной самооценки |
|
Формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования; развитие социально - психологической наблюдательности; оказание помощи в преодолении " коммуникативной робости". |
|
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, стимулирование проявления внимания, интереса к партнеру по совместной деятельности. |
|
Формирование коммуникативных навыков, значимых в общении с взрослыми и стимулирующих к проявлению добрых чувств к ним. |
|
Обогащение представлений о правилах культурного поведения в общении с взрослыми и сверстниками. |
|