Ключевые задачи
|
Психические процессы, задействованные в развитии творческих и технических способностей дошкольников
|
Ведущие виды деятельности
|
Технологии, методы и приемы
|
Младший дошкольный возраст
|
- Формировать первичный познавательный интерес к технической игрушке, технике.
- Формировать представления о назначении техники, ее полезных и вредных функциях.
- Формировать первичные представления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве с помощью тактильно-двигательного восприятия.
- Развивать мелкую моторику рук.
|
Доминирование восприятия (развивается зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие)
Доминирует непроизвольная память.
Основная форма мышления – наглядно – действенное мышление (манипулирует предметами и схватывает связи между ними)
Внимание непроизвольное.
Формируются предпосылки – наглядно - образного мышления.
Ребенок овладевает способами делового общения в ходе освоения предметных действий при сотрудничестве с взрослыми
|
Предметно – манипулятивная деятельность (ориентация на отдельные признаки предмета, выделение в предмете определенных свойств)
Игровое экспериментирование
Игровая деятельность (режиссерская, образно-ролевая игра)
|
- Игровые технологии
- Методы игрового моделирования
- Игровое экспериментирование
- Метод морфологического анализа (усвоение сенсорных эталонов)
- Методы целенаправленного управления восприятием (дробление – объединение, оживление-окаменение)
- Метод «Кольца Луллия» (познание свойств объектов и преобразование этих свойств)
- Приемы развития мелкой моторики рук
|
Средний дошкольный возраст
|
- Поддерживать интерес технике и техническому творчеству.
- Формировать представления о пространственных соотношениях элементов (справа-слева, сверху-снизу, впереди-позади).
- Развивать пространственное мышление.
- Формировать умения обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями).
- Способствовать овладению различными приемами создания конструкций, соединения и комбинирования деталей.
- Формировать умения создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, преобразовывать предлагаемые заготовки.
|
Доминирование восприятия (ведущее – зрительное восприятие)
Доминирование памяти (формирование произвольной памяти).
Основная форма мышления – наглядно – образное мышление (предметы-заместители становятся опорой для мышления).
Развивается пространственное мышление.
Возникает внеситуативно-познавательная форма общения («вплетена» в совместную познавательную деятельность)
|
Экспериментально-исследовательская деятельность
Продуктивные виды деятельности
(конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация)
Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра)
|
- Опыты и эксперименты
- Методы игрового моделирования
- Метод морфологического анализа (анализ признаков объектов и их значений)
- Метод «Кольца Луллия» (познание свойств объектов и преобразование этих свойств)
- Метод фокальных объектов (применение значений признаков одного объекта к другому)
- Метод аналогий (прямая аналогия)
- Методы целенаправленного управления восприятием (изменение во времени, прием «наоборот»)
- Игры, направленные на освоение пространства
- Игра «Да-нетка» (линейная, плоскостная, пространственная)
- Приемы сосредоточения и привлечения внимания
- Приемы развития наблюдательности
|
Старший дошкольный возраст
|
- Формировать устойчивый интерес к технике, техническому творчеству, изобретательской деятельности.
- Закреплять умения самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.
- Закреплять умения и навыки работы с партнёром.
- Развивать логическое мышление, логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление связей между системами и их частями, разрешение противоречий).
- Закреплять представления о пространственных соотношениях элементов (правее-левее, выше-ниже и т.д.).
- Развивать фантазию и конструктивное воображение.
- Формировать изобретательские умения – сборка деталей, конструирование, «навешивание» технических функций на предметы-заместители.
- Развивать комбинаторные способности – составлять из данных элементов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов.
- Включать в продуктивные виды деятельности – конструирование, лепка, черчение, рисование, решение творческих и изобретательских задач.
|
Доминирование памяти. Память становится произвольной.
Развивается словесно - логическое мышление (конвергентное и дивергентное).
Развивается активное, творческое воображение
Возникает внеситуативно-личностная форма общения (ведущие – личностные мотивы)
|
Познавательно-исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Продуктивные виды деятельности
(конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация)
Конструкторско-творческая и изобретательская деятельность
|
- Технологии проектно - исследовательской деятельности
- Технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ)
- Творческое свободное экспериментирование, макетирование, моделирование
- Методы активизации и перебора вариантов (мозговой штурм, морфологических анализ, метод каталога, синектики и др.)
- Методы целенаправленного управления воображением
- Методы постановки и решения конструкторских задач
- Метод морфологического анализа
- Метод фокальных объектов (бином фантазии)
- Метод аналогий (символическая аналогия)
- Игра «Да-Нетка» (линейная, плоскостная, пространственная)
- Приемы привлечения и сосредоточения внимания с использованием внешней и внутренней мотивации
|