Результаты инновационной деятельности в рамках реализации проекта «Инженерная школа» |
С 2013г. наше дошкольное учреждение является участником проекта «Инженерная школа». Это проект непрерывного образования «Детский сад – школа – вуз». Дошкольное учреждение было выбрано в качестве научно-внедренческой площадки кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева. Основная цель совместной деятельности – обеспечение развития базовых компетентностей (познавательных, интеллектуальных, коммуникативных, автостратегических) и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию продуктивного мышления, творческих и технических способностей детей. За период времени (с 2013г. по 2017г.) в своей практико-исследовательской деятельности по проекту мы прошли несколько этапов. Подготовительный этап (2013г.-2014г.), включающий определение целей, задач, направлений деятельности, ресурсных возможностей, создание программных документов. |
Этот период мы прошли успешно (набрали «теоретическую массу»):
|
Будучи уверенными в своих идеях, их востребованности, практической значимости мы перешли к следующему этапу - организационно-исполнительскому (практическому) (2014г.-2016г.). В дошкольном учреждении создана современная образовательная среда (в совокупности пространственно-предметного, социального и технологического компонентов) и достигнуты определенные образовательные результаты в этом направлении деятельности: Что было сделано и какие практики формирования инициативы и самостоятельности дошкольников средствами технического образования можно считать успешными.
- задачи технического образования адекватные возрасту младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- ведущие психические процессы, задействованные в развитии технических способностей дошкольников на каждом возрастном этапе; - ведущие виды деятельности в развитии технических способностей детей разного дошкольного возраста; - эффективные технологии, методы и приемы развития продуктивного мышления и технических способностей для каждой возрастной группы.
- тематических квест-экскурсий;
- интегрированных миксов; - флешмобов; - выездного детско-родительского клуба технической направленности «Школа успешных родителей»; - 3D – фестивалей детско-родительского творчества; - конкурсов, выставок, викторин технического творчества Всероссийского, регионального и муниципального уровней. Создана база данных победителей, призеров, участников указанных мероприятий (в том числе дистанционных).
- научно-обоснованного оформления развивающей предметно-пространственной среды. «Среда – третий воспитатель после родителей и педагогов».
- научно-обоснованного использования информационных технологий, интерактивного оборудования, компьютерно-игрового комплекса: - цифровой лаборатории для дошкольников «Наураша в стране Наурандии», состоящей из 8 тематических модулей, являющейся хорошим началом научно-исследовательской деятельности дошкольников; - образовательных конструкторов Lego WeDo (проводной) и Lego WeDo 2.0 (беспроводной) – позволяющие формировать у ребенка умения и навыки начального моделирования и конструирования, первый опыт программного управления, умения работать в команде.
- «Бизиборд – азбука технической грамотности» - достойная альтернатива суперигрушкам.
В настоящее время находимся в Стабилизационном периоде (с 2017г.-2019г.). Руководители проекта заговорили о диффузии (расширении) проекта и возможности реализации задач дошкольного технического образования во многих образовательных учреждениях города. Мы готовы к распространению собственного опыта на городском, региональном, федеральном уровнях (международный конкурс, направление – Инженерия). |
Несколько слов о перспективах:
|
Результаты совместной инновационной деятельности по реализации проекта «Инженерная школа» 2013-2014 гг.
1. XV Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, психологов «Развитие способностей ребенка: теория, практика, перспективы». Педагоги ДОУ (Благинина В.М., Сомова О.Н., Лугарева Л.В., Яковлева Л.И.) представили выступления-презентации по теме конференции, провели мастер-класс «Развитие речевых творческих способностей детей средствами музыкально-ритмической деятельности». Опубликованы статьи в сборнике по материалам данной конференции, февраль 2013г. 2. VII научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста» на базе филиала КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске. Педагоги ДОУ (Благинина В.М., Клепикова Н.В.) представили выступление-презентацию по теме: «Предметно-развивающая среда как средство формирования продуктивного мышления и технических способностей детей», май 2013г. 3. Интерактивный семинар «Развитие творческой индивидуальности дошкольников» в рамках II Международного форума КГПУ «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Педагоги ДОУ Лугарева Л.В., Благинина В.М., Сомова О.Н. представили слайд-презентацию и видеофильм «Мы из будущего» о ресурсах МКДОУ №70 «Дюймовочка» в развитии творческой и технической одаренности дошкольников, ноябрь, 2013г. 4. В рамках работы III инновационного форума «РОБОТОТЕХ 2013» при сотрудничестве с КГПУ им. В.П. Астафьева педагогами ДОУ: - была организована выставка работ совместного творчества детей и родителей «Мой робот самый, самый». Было представлено 56 работ;
- организована работа площадки «Исследование творческого потенциала технической направленности», на которой дети смогли пройти цикл тестов и узнать свой уровень технической одарённости, проводила воспитатель ДОУ Благинина В.М., - оформлена выставка технических игрушек - оригами и проведен мастер-класс с детьми и их родителями по их изготовлению, воспитатель ДОУ Осколкова Е.С., - на площадке «Дошкольный Роботех» воспитателями ДОУ осуществлялась практическая деятельность с детьми разного дошкольного возраста и их родителями по техническому конструированию. Использовались конструкторы: «Лего», «Магформерс», «Радужная мозаика», «Пирамида достижений», «Фантазёр», «Изобретатель», «Звёздный», «Медвежонок». Конструкции собирались по предложенным схемам и творческим задумкам детей, ноябрь 2013г. - ХХI Всероссийская конференция «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения» на базе КПГУ им. В.П. Астафьева. Участники дискуссионной площадки по теме: «Проектирование содержания образования в пространстве Инновационного кластера г. Железногорска»: заведующий Корнищева Е.А. «Содержание, результаты и перспективы проектной инновационной деятельности в области дошкольного инженерного образования»; зам. заведующего Лугарева Л.В. «Сетевое взаимодействие участников Инновационного кластера в г. Железногорске», апрель 2014г.
|
Возможно:
|