Содержание проектной деятельности на базе МКДОУ № 70 «Дюймовочка»
г. Железногорска Красноярского края
1. Название проекта «Развитие творческой индивидуальности и технического мышления детей»
2. Руководители проекта: Груздева О.В., к. психол. н., доцент кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева и Корнищева Е.А., заведующий МКДОУ № 70.
3. Проектная группа: Доманецкая Л.В., к. психол. н., доцент кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева, Дубовик Е.Ю., к. психол. н., доцент кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева, Лугарева Л.В., к. психол. н., заместитель заведующего МКДОУ № 70, Сомова О.Н., музыкальный руководитель МКДОУ № 70, Благинина В.М., воспитатель МКДОУ № 70.
4. Проблематика проекта. В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них. По данным правительства РФ сфера наибольшего дефицита российского общества – в области технологий и инженерии. Российская система образования всегда была фундаментом и необходимой базой для решения стратегических задач государственной политики.
Модернизация содержания, подходов и методов, осуществляемая сегодня на всех ступенях образования, позволяет реализовывать наряду с другими и задачи в области сопровождения развития творческого потенциала детей, т.е. формирования продуктивного мышления, развития любознательности, креативных способностей. Проект «Инженерная школа» в г. Железногорске предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии на самом базовом, начальном звене российской школы – в системе дошкольных образовательных учреждений города.
5. Основная проектная идея (цель) - выделение и реализация в практической работе современных подходов в развитии способностей детей.
6. Задачи проекта:
- выявить факторы и условия развития креативности и технических способностей детей дошкольного возраста;
- способствовать развитию творческой индивидуальности детей через создание системы условий индивидуализированного обучения и воспитания в рамках технического образования.
7. Ключевые результаты проекта, их устойчивость
- изменен вектор педагогических воздействий при формировании способностей детей. Вопреки реализуемому в практике дошкольного воспитания традиционному подходу, внимание акцентируется не только на результатах продуктивной, творческой деятельности детей, но и на организации самого процесса формирования творческих способностей детей;
- развитие инициативы, гибкости происходит в условиях совместной деятельности детей друг с другом, детьми с взрослыми (родителями), тем самым творчески активный ребенок умеет работать в команде;
- особым образом организованная предметная образовательная среда учреждения способствует проявлению творческой индивидуальности и развитию технического (продуктивного) мышления детей.
8. Критерии (индикаторы, показатели) эффективности проекта
Критерии оценки ожидаемых результатов - критерий результативности. Показатели физического развития, развития творческих способностей, технического (продуктивного) мышления, психического и психологического здоровья воспитанников МКДОУ №70 выражены ярче и глубже, чем в ДОУ не реализующих проект.
Прогноз:
а) положительных результатов:
- возрастание эффективности оздоровительных, развивающих и образовательных воздействий на развитие личности детей;
- увеличение свободного времени для творческой активности, игровой деятельности;
- возможность развития индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка;
б) трудностей:
- трудности в составлении учебного расписания и плана ДОУ;
- перестройка стиля и отношения родительской аудитории в отношении восприятия творческой индивидуальности ребенка.
По каким критериям, благодаря каким процедурам станет известно, что проект реализован успешно, что он полезен для учреждения? – мониторинг параметров познавательного, физического развития, психического и психологического здоровья воспитанников ДОУ; публикации, доклады.
9. Сроки и этапы проектной экспериментально-исследовательской деятельности (ЭИД)
Сроки и этапы |
Содержание деятельности |
1. Аналитико-диагностический (январь 2013 - май 2013)
|
Планируемый результат: создание программных документов, обеспечение готовности субъектов к ЭИД,определение ресурсов, совершенствование материально-технической базы. |
2. Организационно-исполнительский(июнь 2013- декабрь 2014)
|
- программ индивидуально-личностного развития детей в рамках определенных образовательных областей; - технологий,обеспечивающих развитие творческих и технических способностей детей;
Планируемый результат: освоение модели обеспечения индивидуально-личностного развития воспитанников в условиях продуктивной творческой деятельности. Создание способствующей развитию творческих способностей и безопасной образовательной среды, систематическая проверка результативности, своевременная корректировка программ. Оценка текущего и итогового состояния работы ДОУ, формулирование заключений о результатах реализации этапов программы ЭИД (программы развития). |
Планируемый результат: анализ результатов, обобщение опыта, подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов для широкого освоения опыта ЭИД по теме. Определение перспектив ДОУ в новой социально-педагогической ситуации. |
|
4.Стабилизационный (апрель 2015 –июнь 2016) |
Планируемый результат: опыт реализации ЭИД по проблеме. |
10. Описание ресурса Университета:
- кадровый потенциал кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева;
- научная и методическая экспертиза программ и проекта в целом;
- рецензирование и оформление заключений на научно-методические разработки сотрудников ДОУ;
- редактирование текстов публикаций и докладов для участия в научно-практических конференциях;
- предоставление информационных ресурсов (библиотеки, ресурсные центры и др.);
- оформление и публикация отчетов по промежуточным и итоговым результатам реализации проекта.