Проект «Инженерная школа». Проектное направление «Развитие творческой индивидуальности и продуктивного мышления детей дошкольного возраста»

14 февраля 2013г. на X Красноярском экономическом форуме было подписано  Соглашение между КГПУ имени В.П. Астафьева и администрацией ЗАТО Железногорск, закрепляющее совместную деятельность в рамках инновационного кластера. Разработан проект «Инженерная школа», представляющий собой проект  непрерывного образования «Детский сад – школа – ВУЗ».

МКДОУ №70 «Дюймовочка» выбрано в качестве научно-внедренческой площадки кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева для совместной реализации проекта «Инженерная школа».

На базе филиала КГПУ в Железногорске создан ресурсный центр и открыта кафедра инновационной педагогики, призванные решать задачи сопровождения развития творческого потенциала детей.

В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них.

Проект «Инженерная школа» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей на базовой, первой ступени образования – дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее. На выходе должна получиться тесная связка «детский сад – школа - вуз», которая позволит готовить технически грамотных, профессионально заинтересованных специалистов.

Выделение в рамках проекта «Инженерная школа» проектного направления и ВНИКа (временного научно-исследовательского коллектива) по теме: «Развитие творческой индивидуальности и продуктивного мышления детей дошкольного возраста» позволит осуществить инновационные процессы в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Основная цель совместной деятельности – обеспечение развития базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию творческих способностей, продуктивного, креативного мышления детей.

Основной девиз, отражающий суть цели деятельности участников проекта в отношении стартовых возможностей детей – «От старта возможностей – к старту достижений!».

Основные задачи и направления деятельности участников ВНИК:

1. Работа с детьми. Развитие творческой индивидуальности детей. Ресурс – разработка и реализация образовательных модулей в рамках вариативной части образовательной программы ДОУ.

2. Работа с педагогическим коллективом. Повышение профессиональной компетентности через развитие саногенного мышления педагогов, способностей к творческой инновационной деятельности и личных склонностей. Ресурс – интерактивные и активные формы и методы работы с группой по осознанию необходимых инновационных действий, восприятию каждого ребенка как особого, обладающего индивидуальностью, яркими проявлениями собственных  возможностей, потребностей и интересов.

3. Работа с родителями. Формирование у родителей ценностного отношения к проявлению индивидуальности детей, их творческому потенциалу, а также состоянию  здоровья, выступающего основой психологического здоровья личности. Условие – создание ресурсного центра для родителей с информационной, методической, обучающей, психотерапевтической функцией сопровождения креативного ребенка.

4. Реновационные действия в предметно-пространственной среде детей – построение среды, способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей (дизайн помещений, подбор игр и игрушек, пособий, моделирование открытых пространств – участков детского сада, творческие мастерские, мини-лаборатории, хобби-клубы в ДОУ и вне пределов ДОУ и др.).

Социальными партнерами (участниками сетевого взаимодействия) в реализации проекта являются: ОАО «Информационные спутниковые системы» имени М.Ф. Решетнева (заместитель Генерального директора по управлению персоналом С.Г. Кукушкин); КГПУ им. В.П. Астафьева (доктор медицинских наук, профессор Ковалевский В.А.); МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева» (заместитель директора по УВР Кудинова В.И.); МКОУ ДОД СЮТ (директор СЮТ - Качалкина Зинаида Анатольевна).

Проект «Инженерная школа». Диффузия проекта «Развитие творческой индивидуальности и продуктивного мышления детей дошкольного возраста» в г. Железногорске в 2015-2019гг.

Направления и содержание  деятельности  лаборатории  креативного детства

В современном мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с продуктивным, креативным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них. 

Приоритетное направление модернизации всех отраслей российского общества - разработка и внедрение современных технологий, в т.ч. в области инженерии, как совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснование планируемых капиталовложений в необходимую лабораторную и экспериментальную деятельность, а также последующие услуги и консультации.

Российская система образования всегда была фундаментом и необходимой базой для решения стратегических задач государственной политики.

Модернизация содержания, подходов и методов, осуществляемая сегодня на всех ступенях образования, позволяет реализовывать наряду с другими и задачи в области сопровождения развития творческого потенциала детей, т.е. формирования продуктивного мышления, развития любознательности, креативности детей, возможности проявления признаков нонконформного поведения.

Проект в г. Железногорске представляет возможность отработать образовательные технологии на базовом звене российской школы - в системе дошкольных образовательных учреждений города.

Создание в рамках проекта лаборатории креативного детства позволило осуществить инновационные процессы в содержании воспитательно-образовательных практик пилотного учреждения – МБДОУ № 70 г. Железногорска.

Основная цель совместной деятельности специалистов лаборатории, коллектива ДОУ, родителей – обеспечение развития базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию творческих способностей, продуктивного (креативного) мышления детей.

Основной девиз, отражающий суть цели деятельности сотрудников - «От старта возможностей - к старту достижений!».

Направления диффузии и ресурсные возможности

  1. Развитие творческой индивидуальности детей

Основная цель – апробация образовательных модулей, связанных с развитием исследовательского поведения и технического мышления детей дошкольного возраста (в рамках основной вариативной части образовательных программ ДОУ). Куратор направления — Дубовик Евгения Юрьевна, к. психол.н., доцент.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Создание программного модуля сопровождения развития креативного ребенка в рамках вариативной части основной образовательной программ ДОУ позволяет сформировать следующие личностные качества ребенка: любознательность, активность, инициативность, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, коммуникабельность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту и др.

Как необходимые условия реализации образовательных и развивающих задач определены:

  • проведение комплексного мониторинга выявления общих и специальных способностей дошкольника; оценивание особенностей творческой, мыслительной индивидуальности ребенка дошкольного возраста.
  • построение технологии преемственности ДОУ и начальной школы. На дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и, формируются его интегративные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования, используя возможности и ресурсы основного и дополнительного образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника. 
  • конструирование и реализация технологии «Портфолио для дошкольника» (Книжка о самом себе, своих личных достижениях в разнообразных видах деятельности). Введение портфолио позволяет педагогам, родителям целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления.
  1. Формирование профессиональной компетентности педагогов

Основная цель - повышение профессиональной компетентности через развитие саногенного мышления педагогов, коммуникативных умений, способностей к творческой инновационной деятельности.

Куратор направления — Груздева Ольга Васильевна, к. психол.н., доцент; Сомова Ольга Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 70 г. Железногорск.

Условие - интерактивные и активные формы и методы работы с группой по осознанию необходимых инновационных действий, восприятию каждого ребенка как особого, обладающего индивидуальностью, яркими проявлениями собственных  возможностей, потребностей и интересов.

Формы работы:

  • курсы повышения квалификации педагогов ДОУ города Железногорска;
  • мастер классы педагогов МБДОУ № 70 «Дюймовочка» – как представителей стажировочной площадки, презентация опыта работы, личных достижений;
  • организация и проведение конкурсов педагогического мастерства (моделирование развивающей среды (пространство, оснащение));
  • участие в грантовых конкурсах;
  • экспертиза подобных и смежных проектов;
  • обмены по развитию профессиональной мобильности.
  1. Формирование у родителей ценностного отношения к проявлению индивидуальности детей, их творческому потенциалу, а также к состоянию здоровья, выступающего основой психологического здоровья личности

Необходимым условием осуществления данного направления деятельности выступает – ресурсный центр для родителей с информационной, методической, обучающей, психотерапевтической функцией сопровождения креативного ребенка.

В поле деятельности:

  • создание социально-психологических паспортов семей дошкольника. Для наиболее эффективной работы необходимо знать некоторые особенности жизни и развития ребенка, что поможет специалистам подобрать для развития ребенка адекватные методы воспитания, образования и коррекции с учетом его индивидуальных особенностей, а также позволит дать соответствующие рекомендации педагогам. Обучение технологиям создания паспортов;
  • построение индивидуальных маршрутов развития детей. Обучение технологиям индивидуального проектирования;
  • авторские семинары ведущих специалистов края в области дошкольной педагогики, психологии и семейного консультирования.

Куратор направления — Арамачева Людмила Викторовна, к. психол.н., доцент; Карпенко Ирина Витальевна, воспитатель МБДОУ № 70 г. Железногорск

  1. Реновационные действия в развивающей предметно-пространственной среде Основная цель - консультирование по вопросам организации среды, способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей (дизайн помещений, подбор игр и игрушек, пособий, моделирование открытых пространств – участков детского сада, комнаты интеллектуального развития, студии - творческие мастерские, мини-лаборатории, хобби-клубы вне пределов ДОУ и др.).

Куратор направления — Лугарева Лилия Викторовна, к. психол.н., старший воспитатель МБДОУ № 70 г. Железногорск; Василькевич Инна Владимировна, старший преподаватель 

Результаты проекта, предлагаемые в рамках диффузии:

  • Дополнительная образовательная программа «Развитие исследовательских способностей детей в политехнической деятельности».
  • Практикум для педагогов ДОУ по развитию инновационного поведения, технического мышления детей дошкольного возраста.
  • Научное консультирование по оформлению статей, содержащих описание опыта развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Редактирование статей, публикации (в т.ч. в журналах, рецензируемых ВАК – 4).
  • Повышение квалификации педагогов ДОУ г. Железногорска.
  • Разработка сайта для родителей.
  • Технологии создания портфолио для дошкольника, социально-психологического паспорта семей, проектирования маршрутов индивидуального развития детей.
  • Всероссийская конференция.
  • Городской конкурс «Умные игрушки» (для педагогов, родителей, детей).
  • Методический центр развития технических способностей детей дошкольного возраста (диагностический, развивающий, дидактический инструментарий).

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 17 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.