Тема: Система работы по развитию творческих и технических способностей детей разного дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

Продолжим наше приятное общение. Я хочу рассказать Вам притчу. Король предложил испытание, чтобы выбрать достойного на пост министра. Собралось множество людей. Он подвел всех к двери в дальнем углу сада. Дверь была огромная. «Кто сможет открыть ее?» — спросил король.

Придворные по очереди выходили вперед, оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, сильным рывком дверь открыл. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Эта притча наилучшим образом отражает ситуацию выбора, в которую было поставлено наше ДОУ в 2013г. и все же принявшее смелое решение участвовать в инновационном проекте «Инженерная школа», целенаправленно заниматься развитием технических способностей детей. Привели в действие все внутренние ресурсы ДОУ, подключив в дальнейшем научные и материальные ресурсы наших сетевых партнеров.

Было непросто и остается непросто.

Во-первых, ни парциальных рецензированных, ни авторских программ технической направленности для детей дошкольного возраста не разработано (имеются по отдельным видам продуктивной деятельности – но это не совсем то). Стали появляться модифицированные программы с использованием LEGO –технологий. Нет разработанных учебно-методических пособий и рекомендаций по формированию продуктивного мышления и первоначальных технических навыков у дошкольников. Нет специальных технологий

Во-вторых, современное инженерное мышление глубоко научно, неспецифично для детей дошкольного возраста. Поэтому, чтобы говорить, причем научно обоснованно, о развитии предпосылок технического мышления у дошкольников, необходимо глубоко изучать закономерности психического развития детей дошкольного возраста и выстраивать работу в соответствии с возрастными периодами их развития.

В-третьих, нужно учитывать, что способности всегда реализуются в деятельности. Воплощение идей технического изобретательства требует наличия современных интерактивных и технических средств, механизмов, приборов, аппаратуры, конструкторов нового поколения, современных информационных технологий и т.д. Уж здесь без спонсоров не обойтись.

Мы начали потихоньку работать, выстраивать систему.

Качество образования – качество программы и качество условий.

В ДОУ реализуется программа технической направленности «Наш звездный дом» призвана решать задачи развития продуктивного мышления, творческих и технических способностей детей дошкольного возраста.

Исторически сложилось, что программа состоит из 2-х модулей (блоков, самодостаточных, но взаимосвязанных частей): познавательный и технический. Первоначально программа задумывалась как инновационная программа, отражающая региональный компонент, и позволяющая формировать у дошкольников устойчивый познавательный интерес к космосу, приобщать детей к деятельности космического предприятия и космической отрасли в целом. Мы любим сказать (риторически) - позволяет осуществлять профессиональную подготовку будущих специалистов космической отрасли, начиная с 6 летнего возраста (задачу ставил Рос космос).

Совсем скоро стало понятно, что познавательный мир космических открытий обладает богатым содержанием, на базе которого у дошкольников можно формировать интерес к деятельности человека-изобретателя, конструктора, развивать творческие и технические способности. В 2015г. программа корректируется путем расширения содержания и введения технического модуля программы.

Деление условное. Модули взаимосвязаны. Космические темы берутся за основу современных детских изобретений. А вновь созданные изобретения находят сферу своих приложений в космосе, Вселенной.

Каждый из модулей включает 3 направления деятельности (педагоги, дети, родители), тем самым программой учитываются интересы всех субъектов образовательных отношений.

В рамках работы городской базовой площадки:

  • Для педагогов дошкольных учреждений города был проведен обучающий семинар по теме: «Опережающая методическая работа с педагогическим коллективом как важный фактор повышения качества дошкольного инженерного образования».
  • также для педагогов дошкольных учреждений города запланирован в апреле совместно с преподавателями КГПУ им. В.П. Астафьева интерактивный семинар, в ходе которого будут выработаны методические рекомендации для родителей сообразительного, способного, креативного ребенка.
  • Сегодня мы знакомим Вас с разработанной нами системой развития продуктивного мышления и технических способностей детей разного дошкольного возраста.

Сначала вспомним слова Ушинского: «Прежде чем обучить ребенка во всех отношениях, его нужно изучить во всех отношениях».

В первую очередь проводится диагностика.

В ходе педагогического наблюдения за непосредственной работой детей с различным техническим материалом выявляются технические наклонности (способности). Педагог отмечает:

  • Интересуется ли ребенок самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • Обладает ли технической наблюдательностью;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; - сам "докапывается: до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Проводимая компьютерная диагностика потенциальных возможностей и способностей дошкольников в технической деятельности, (авторская методика П.П. Дьячук, профессора, доктора математических наук КГПУ им. В.П. Астафьева) позволяет выявить детей с ярко выраженными задатками и склонностями к технической деятельности, опережающим уровнем развития пространственного и логического мышления.

Для этих детей (старшего и подготовительного к школе возраста) дополнительно созданы условия, позволяющие им углубленно заниматься конструкторско-технической деятельностью через организацию кружковых форм работы: «Юные изобретатели», «Лего-изобретатели», «Юные программисты», «Игровые путешествия с Компиком». 

  1. Итак, первый шаг в создании любой системы начинается с постановки задач. Правильная постановка задачи, уже на 50% решает задачу.

Нам хорошо известно, что основные задачи, сформулированные в стандарте (масштабные, их 9), являются инвариантными (неизменяемыми) для любой создаваемой Программы. Соотнести и конкретизировать задачи, сформулированные в стандарте с задачами программы «Наш звездный дом» (которая отражает приоритетное направление деятельности ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений) не составило труда. Конкретизировать – значит углубить либо расширить посредством использования тех или иных технологий или видов деятельности.

Основная трудность была в определении конкретных (тактических) задач технического образования, адекватных возрасту младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Чтобы педагогу было понятно, над чем работать.

Программно-методического сопровождения развития технических способностей детей дошкольного возраста практически нет. Для понимания и определения задач этот материал собирался и обобщался по крупицам посредством анализа научных статей, классических, современных и диссертационных исследований, имеющегося практического опыта.

Задачи были поставлены и реализуются в работе.

  1. Второй шаг, сделанный нами при создании системы – выделение ведущих психических процессов, задействованных в развитии технических способностей дошкольников на каждом возрастном этапе.

Опора на возрастные особенности обеспечивает поступательность развития психических процессов и индивидуальных способностей детей.

Развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику рук и сенсомоторные функции (младший возраст), пространственное мышление (средний возраст), логическое и творческое мышление (старший возраст).

- Развитие мелкой моторики и сенсомоторных функций в младшем дошкольном возрасте станет пропедевтикой (подготовкой) развития конструкторских (технических) способностей в последующих возрастных этапах.

- Развитие пространственного мышления в среднем дошкольном возрасте является основой развития логического мышления и следующей ступенью развития технических способностей детей.

- Целенаправленное развитие логического мышления ребенка является базисом развития индивидуальных способностей в области технического творчества.

  1. Третий шаг. Определены ведущие виды деятельности в развитии технических способностей детей разного дошкольного возраста.

- Основная форма мышления в младшем дошкольном возрасте – наглядно - действенное мышление. На передний план выступает предметно-манипулятивная деятельность (ориентация на отдельные признаки предметов, выделение в предмете определенных свойств), значит ведущий вид деятельности для развития технических способностей – игровое экспериментирование.

- Основная форма мышления в среднем дошкольном возрасте – наглядно – образное мышление (предметы-заместители становятся опорой для мышления). Развивается пространственное мышление. Игровое экспериментирование в этом возрасте перерастает в экспериментально-исследовательскую деятельность. В качестве ведущих для развития технических способностей выступают продуктивные виды деятельности (конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация). Конструирование: техническое, художественно-творческое конструирование, архитектурное моделирование как целостная и самодостаточная единица (вид творческого конструирования), компьютерное (планшетное) конструирование.

- Основная форма мышления в старшем дошкольном возрасте – логическое, творческое мышление. В этом возрасте – на достаточно высоком уровне сложности проводятся: экспериментальная деятельность, познавательно-исследовательская, продуктивные виды деятельности. Ведущей в развитии технических способностей выступает конструкторско-творческая и изобретательская деятельность.

Обращаю Ваше внимание на важную закономерность: формирование ключевых компетентностей и личностных качеств детей дошкольного возраста происходит в «эволюционной цепочке»: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я – творец, что соответствует общим закономерностям развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте и особенностям становления и развития детских видов деятельности.

  1. Четвертый шаг касается содержания образовательной деятельности по развитию технических способностей у детей, которое реализуется последовательно, непрерывно, начиная с младшего возраста. Содержание технического образования реализуется через все формы деятельности: НОД, совместную деятельность, режимные моменты, самостоятельную детскую деятельность.

Комплексно-тематическое планирование в возрастных группах скорректировано с учетом введения технического дня (каждая пятница, в рамках реализации обязательной части Программы). Наличие программы технической направленности «Наш звездный дом» значительно расширяет содержание экспериментальной, познавательно-исследовательской и конструкторско-технической деятельности для детей старшего и подготовительного возраста, которое отражается в разнообразных продуктах детского творчества (Вы видели на этапе – ребенок-творец).

Если образно содержательные разделы по развитию технических способностей представить в виде ступенек лестницы, то становится понятным, что на каждую из этих ступенек дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее.

  1. Пятый шаг. На соответствующее содержание отобраны и активно используются оптимальные (современные, инновационные) технологии, методы и приемы развития продуктивного мышления и технических способностей.

Это: технологии индивидуально-личностного развития и обучения детей, технологии развития креативных способностей, технологии развивающего и проблемного обучения, проектирования, наглядного моделирования, системного оператора, ТРИЗ - технология и др.

Особо выделяем ТРИЗ – технологию. Поскольку вопрос «Можно ли научить изобретать» – уже давно решен в отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Мы классифицировали инструменты ТРИЗ по блокам (набору приемов), что позволяет развивать креативность и изобретательность в доступном ребёнку темпе, на интересных и понятных его возрасту темах. В каждый блок входит много приемов.

Блок – ассоциативный (образный ряд), наглядное моделирование и символизация. «На что похоже?» - все виды приемов на предметную идентификацию, использование схем, моделей.

Блок – функциональный. Все виды приемов, направленные на изучение функций объектов, расширение и проектирование новых функций объектов (метод фокальных объектов, метод морфологического анализа).

Блок – логический. Все виды приемов, направленные на установление логических, причинно-следственных связей, разрешение противоречий, системный анализ.

Блок творческий, включающий методы и приемы развития творческого воображения. «Без воображения нет соображения».

Блок – практический - постановки и решения технических задач.

Нужно смело использовать инструменты ТРИЗ. Они рассматриваются как универсальные, способствующие формированию у детей метанавыков, обеспечивающих успех в разных видах деятельности на всех возрастных этапах развития детей.

Мы попытались провести Вас по пути ребенка-творца (от начинающего исследователя до мастера), раскрыть собственное понимание     и хотелось бы спросить  

- У Вас возникли вопросы, которые бы Вам хотелось задать?

Отвечать можно «да» или «нет». Поиграем в ситуационную («детективную») Да-нетку. Узнаем ваши личные мотивы.

- Много?

-Убедились ли Вы в том, что в основе развития технических способностей лежит интерес.

- Согласны ли Вы с тем, что высокий уровень развития мышления ребенка является необходимым условием формирования технических способностей.

- Считаете ли Вы, что созданные условия обеспечивают ребенку опыт удивления, опыт понимания, опыт выбора.

- - Удалось ли Вам проследить систему развития технических способностей детей в соответствии с возрастными периодами развития?

- Столкнулись ли Вы с известными Вам технологиями, методами и приемами, используемыми в развитии творческих и технических способностей детей?

- Открыли ли Вы для себя что-либо новое в развитии технических способностей детей.

- Задайте теперь Вы интересующий Вас вопрос. Возможно, он станет темой нашей последующей встречи.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 87 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.