Система работы по развитию творческих и технических способностей детей дошкольного возраста 

Ключевые задачи

Психические процессы, задействованные в развитии творческих и технических способностей дошкольников

Ведущие виды деятельности

Технологии, методы и приемы

Младший дошкольный возраст

  • Формировать первичный познавательный интерес к технической игрушке, технике.
  • Формировать представления о назначении техники, ее полезных и вредных функциях.
  • Формировать первичные представления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве с помощью тактильно-двигательного восприятия.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Доминирование восприятия (развивается зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие) 

Доминирует непроизвольная память. 

Основная форма мышления – наглядно – действенное мышление (манипулирует предметами и схватывает связи между ними) 

Внимание непроизвольное. 

Формируются предпосылки – наглядно - образного мышления. 

Ребенок овладевает способами делового общения в ходе освоения предметных действий при сотрудничестве с взрослыми

Предметно – манипулятивная деятельность (ориентация на отдельные признаки предмета, выделение в предмете определенных свойств) 

Игровое экспериментирование 

Игровая деятельность (режиссерская, образно-ролевая игра)

  • Игровые технологии 
  • Методы игрового моделирования 
  • Игровое экспериментирование 
  • Метод морфологического анализа (усвоение сенсорных эталонов) 
  • Методы целенаправленного управления восприятием (дробление – объединение, оживление-окаменение)
  • Метод «Кольца Луллия» (познание свойств объектов и преобразование этих свойств)
  • Приемы развития мелкой моторики рук

Средний дошкольный возраст

  • Поддерживать интерес технике и техническому творчеству.
  • Формировать представления о пространственных соотношениях элементов (справа-слева, сверху-снизу, впереди-позади).
  • Развивать пространственное мышление.
  • Формировать умения обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями).
  • Способствовать овладению различными приемами создания конструкций, соединения и комбинирования деталей.
  • Формировать умения создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, преобразовывать предлагаемые заготовки.

Доминирование восприятия (ведущее – зрительное восприятие) 

Доминирование памяти (формирование произвольной памяти). 

Основная форма мышления – наглядно – образное мышление (предметы-заместители становятся опорой для мышления). 

Развивается пространственное мышление. 

Возникает внеситуативно-познавательная форма общения («вплетена» в совместную познавательную деятельность)

Экспериментально-исследовательская деятельность 

Продуктивные виды деятельности

(конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация)

Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра)

  • Опыты и эксперименты
  • Методы игрового моделирования
  • Метод морфологического анализа (анализ признаков объектов и их значений)
  • Метод «Кольца Луллия» (познание свойств объектов и преобразование этих свойств)
  • Метод фокальных объектов (применение значений признаков одного объекта к другому)
  • Метод аналогий (прямая аналогия)
  • Методы целенаправленного управления восприятием (изменение во времени, прием «наоборот»)
  • Игры, направленные на освоение пространства
  • Игра «Да-нетка» (линейная, плоскостная, пространственная)
  • Приемы сосредоточения и привлечения внимания
  • Приемы развития наблюдательности

Старший дошкольный возраст

  • Формировать устойчивый интерес к технике, техническому творчеству, изобретательской деятельности.
  • Закреплять умения самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.
  • Закреплять умения и навыки работы с партнёром.
  • Развивать логическое мышление, логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление связей между системами и их частями, разрешение противоречий).
  • Закреплять представления о пространственных соотношениях элементов (правее-левее, выше-ниже и т.д.).
  • Развивать фантазию и конструктивное воображение.
  • Формировать изобретательские умения – сборка деталей, конструирование, «навешивание» технических функций на предметы-заместители.
  • Развивать комбинаторные способности – составлять из данных элементов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов.
  • Включать в продуктивные виды деятельности – конструирование, лепка, черчение, рисование, решение творческих и изобретательских задач.

Доминирование памяти. Память становится произвольной. 

Развивается словесно - логическое мышление (конвергентное и дивергентное). 

Развивается активное, творческое воображение 

Возникает внеситуативно-личностная форма общения (ведущие – личностные мотивы)

Познавательно-исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность 

Продуктивные виды деятельности

(конструирование, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация) 

Конструкторско-творческая и изобретательская деятельность

  • Технологии проектно - исследовательской деятельности
  • Технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ)
  • Творческое свободное экспериментирование, макетирование, моделирование
  • Методы активизации и перебора вариантов (мозговой штурм, морфологических анализ, метод каталога, синектики и др.)
  • Методы целенаправленного управления воображением
  • Методы постановки и решения конструкторских задач
  • Метод морфологического анализа
  • Метод фокальных объектов (бином фантазии)
  • Метод аналогий (символическая аналогия)
  • Игра «Да-Нетка» (линейная, плоскостная, пространственная)
  • Приемы привлечения и сосредоточения внимания с использованием внешней и внутренней мотивации

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 11 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.